Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

CCCLV. О технологиях

"Для исследования причины жизни мы вынуждены обращаться сперва к смерти. Я изучил анатомию, но этого было мало; необходимо было наблюдать процесс естественного распада и гниения тела. Воспитывая меня, отец принял все меры к тому, чтобы в мою душу не вкрался страх перед сверхъестественным. Я не помню, чтобы когда-нибудь трепетал, слушая суеверные россказни, или страшился призраков. Боязнь темноты была мне неведома, а кладбище представлялось лишь местом упокоения мёртвых тел, которые из обиталищ красоты и силы сделались добычей червей. Теперь мне предстояло изучить причины и ход этого разложения и проводить дни и ночи в склепах. Я сосредоточил свое внимание на явлениях, наиболее оскорбительных для наших чувств. Я увидел, чем становится прекрасное человеческое тело; я наблюдал, как превращается в тлен его цветущая красота; я увидел, как всё, что радовало глаз и сердце, достаётся в пищу червям. Я исследовал причинные связи перехода от жизни к смерти и от смерти к жизни, как вдруг среди полной тьмы блеснул внезапный свет - столь ослепительный и вместе с тем ясный, что я, потрясённый открывшимися возможностями, мог только дивиться, почему после стольких гениальных людей, изучавших этот предмет, именно мне выпало открыть великую тайну."


Вы, друзья мои, наверное уже догадались, что цитата эта взята мной из первого и самого знаменитого романа Мери Шелли (впрочем, на момент написания произведения она была ещё Мери Уоллстонкрафт Годвин) "Франкенштейн, или Современный Прометей", в которой главный герой рассказывает читателям, как он открыл главную тайну мироздания - тайну зарождения жизни. А уже в следующей главе писательница следующим образом описала механику создания искусственного человека: "Однажды ненастной ноябрьской ночью я узрел завершение моих трудов. С мучительным волнением я собрал всё необходимое, чтобы зажечь жизнь в бесчувственном создании, лежавшем у моих ног. Был час пополуночи; дождь уныло стучал в оконное стекло; свеча почти догорела; и вот при её неверном свете я увидел, как открылись тусклые жёлтые глаза; существо начало дышать и судорожно подергиваться."

Атмосфера таинственности и квазинаучности, которой пропитана каждая страница романа заставляла режиссёров, занимавшихся его экранизациями, пускаться во все тяжкие грехи в своём стремлении удивить зрителя необычайностью процесса: жидкости, бурлящие в колбах, разноцветный дым, стелящийся над пробирками, опыты с электричеством - чего только там не было! Каждый пытался изобразить акт творения в меру своей распущенности образованности.

Так вот, к чему это я. Вчера, прогуливаясь по просторам Всемирной паутины, совершенно случайно наткнулся на жизнеоописание человека, ставшего прототипом Виктора Франкенштейна - некоего Иоганна Конрада Диппеля. Персонаж, признаться, занятный - теолог, философ, врач, а по совместительству алхимик и хиромант, охотник за философским камнем и эликсиром вечной жизни. Жил он, правда, на несколько десятилетий раньше своего альтер эго, отчего и уровень технологий, ему доступных, был, наверное, не столь высок, каким бы мог оказаться во второй половине XVIII-го столетия, когда разворачивается действие романа. Хотя, с другой стороны, какая уж там принципиальная разница за тридцать - сорок лет могла приключиться?!


Доктор Менгеле Диппель

Как бы то ни было, а меня при чтении экстракта из биографии доктора Диппеля зело порадовало предметное описание того самого, что Мери Шелли подала читателю в весьма общих фразах - "я собрал всё необходимое, чтобы зажечь жизнь в бесчувственном создании": "Среди его многочисленных трудов по анатомии были такие эксперименты, как кипячение частей человеческого тела в огромном чане с целью создать искусственное существо, а также попытка переместить душу из одного тела в другое, при помощи воронки, шланга и смазки."

В общем, как говорила по совсем иному поводу героиня известного кинофильма: "Ор-р-ригинальный Вы человек!.."
Tags: XIX столетие, XVIII столетие, Иоганн Конрад Диппель, история, литература, цитаты
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment