
Кстати, о ежах. Давеча прочитал произведение Павла Асса и Нестора Бегемотова из далёких уже перестроечных времён "Штирлиц, или Как размножаются ёжики". Небольшая книжица в пятнадцать коротких главок с предисловием и заключением. Нынче она позиционируется, как роман-анекдот, а небезызвестный писатель Дмитрий Быков даже объявил её плутовским романом и, вообще, классикой современной юмористической прозы, а Штирлица - вторым в русской литературе (после Остапа Бендера) культовым героем. С таким вердиктом сложно согласится уже хотя бы потому, что, если уж Штирлиц и культовый герой, то так же, как и Чапаев, он - в большей степени герой кинематографический, а не литературный. С другой стороны, мы имеем дело не с плутовским романом, а с пародией на устное народное творчество - такая себе комедия абсурда.
К слову, о фольклоре. Всеми нами любимые анекдоты о полковнике Исаеве строятся на двух принципах: основной - игра смыслами (Штирлиц заложил ногу за ногу. На следующий день японского разведчика Ногу Заногу расстреляли) и второстепенный - высмеивание глупости ("Строго секретно! Лично в руки! Рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру! Рейхсфюрер!.." Штирлиц положил ручку и задумался: "А может всё-таки написать по-немецки?"). Книжка же "Штирлиц, или Как размножаются ёжики" опирается лишь на второй принцип, доводя его до предела.
В ней попадаются отменные куски, строго выдерживающие стилистику анекдотов, например, эпизод с прибытием новой радистки:
"... Он шёл по пляжу, насвистывая, как было условленно с Центром, "Интернационал" и среди многих девушек пытался найти русскую радистку, полагаясь на свою интуицию. Интуиция Штирлица никогда не подводила.
Русская радистка стояла у пивного ларька в броско-красном купальнике со звездой на левой груди. В одной руке она держала газету "Правда", а в другой - чемоданчик с рацией и ситцевое платье.
Штирлиц три раза обошёл вокруг пивного ларька. Слежки не было. Он не мог рисковать новым агентом.
Радистка Штирлицу понравилась.
- Вы не скажете, который час? - спросил он. Это был пароль.
- Я оставила часы в Москве, - с готовностью ответила радистка..."
Но в целом качественный юмор (безусловно, на мой вкус!) - это штука достаточно редкая в книге. В основном авторы так жёстко троллят главного героя и саму идею "Политических хроник", что, порой останавливаясь и оглядываясь на прочитанное, задаёшь себе вопрос: а юмор-то где? Потому не сложно догадаться, что книга мне не понравилась, хотя, конечно, почитать её стоит. Уже хотя бы для того, чтобы не выглядеть белой вороной в приличном обществе.
Journal information