Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CCCXLII. Скомканное прощание

Пока всё прогрессивное человечество перечитывает книги о приключениях Диего Алатристе и следит по свеже переведённым "букварям" за похождениям бравого негодяя Гарри Флэшмена, пан Гридь решил тряхнуть стариной и почитать чего-нибудь художественного, остросюжетного и, так сказать, духовно близкого. В общем, протянул руку к книжной полке и снял с неё томик Ленина Юлиана Семёнова. Всё-таки я - консерватор, а с годами становлюсь ещё и сентиментальным. Поэтому мой выбор - штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц.


Почитать решил чего-нибудь незатёртое и нераспиаренное. Учитывая, что экранизацию "Семнадцати мгновений весны", весьма близкую к тексту, на просторах бывшего СССР помнят поголовно все граждане, да, к тому же, готовы пересказывать её чуть ли не цитатами, а начало многотрудного пути Максима Максимовича Исаева не так давно экранизировали в неплохом сериале, остановил свой выбор на совсем уж малознакомом произведении - романе "Отчаяние".

Если кто-то из вас вдруг не знает, о чём эта книга, то, полагаю, достаточно будет сказать, что это финальный аккорд саги о Георгий Иванович, он же - Гога, он же - Гоша, он же - Юрий, он же - Гора, он же - Жора Владимирском - Исаеве - Штирлице - Бользене - Брунне. Строго говоря, данный опус Семёнова является предпоследней в хронологическом отношении книгой о приключениях Вячеслава Тихонова благородного советского шпиона, а последняя - это роман "Бомба для председателя". Но, как по мне, "Бомба..." - это произведение о совершенно иной эпохе, написанное в стиле "Пресс-центра" и "ТАСС уполномочен заявить...", а "Отчаяние" по стилистике - это именно что часть "Политических хроник".

В общем, почитал. Благо, что книжка по объёму небольшая: в моём ридере она занимает 423 страницы, что в переводе на бумажный стандарт составляет чуть более полусотни страниц - не то, что не роман, но и на повесть не особо тянет, скорее, очень большой рассказ. Впрочем, размер - это не главное.

Я, как уже не раз тут писал, весьма люблю произведения Юлиана Семёнова. Сюжет, интрига, масштабность событий, герои. Ну и особая авторская харизма, которая присутствует в каждом романе просто в дикой концентрации. Почти как у Дюма-отца. На этом фоне даже отдельные фактографические ляпы становятся какими-то незаметными, и о них не хочется вспоминать.

В этом смысле последний эпизод из саги о Штирлице не подкачал. Точнее - его первая половина. До поры до времени всё было просто прекрасно: камерный роман, в котором Семёнов естественный дефицит героев и действий замещает в своём фирменном стиле массой интересных диалогов и размышлений, а события, которые более-менее известны сегодняшнему читателю, автор подаёт незамыленно, мастерски сохраняя интригу. Произведение не портит даже то обстоятельство, что создавалось оно в самый что ни на есть разгул разоблачительства и ломки исторических стереотипов (роман написан в 1990-ом году). Во всяком случае, особого дискомфорта от этого при чтении не испытываешь.

Короче говоря, всё прекрасно: ты наслаждаешься рассказом о судьбе любимого персонажа, следишь за поворотом очередной интриги, с грустью предстоящего расставания переворачиваешь очередную страницу, когда - бац! - внезапно роман подвисает. Такое впечатление, что автор попросил горничную, зашедшую прибраться в его гостиничном номере, попечатать несколько минут на машинке, пока он перекурит на балконе. Судьба главного персонажа виснет на самом интересном месте и, по большому счёту, к "нацистскому палачу Штирлицу" Семёнов больше не возвращается. Его хватает только на то, чтобы, одним прыжком перескочив трёхлетний период, по-быстрому умертвить Сталина и галопом по европам дать краткое содержание судеб основных персонажей, не забыв под занавес своего рассказа повесить Штирлица Штирлицу на грудь Звезду Героя и вручить ему диплом доктора исторических наук.

В итоге, у читателя остаётся мерзкое послевкусие латиноамериканской мыльной оперы, когда вам на протяжении трёхсот серий показывают, как герои по несколько раз на дню едва ли не в сортир ходят (с подробным отчётом о всём с ними там происходящем), а затем, совершенно неожиданно для зрителя, в последнюю серию умещают, тщательно утрамбовывая ногой, чуть ли не год их жизни. Одним словом, не самый лучший финал для саги.
Tags: XX столетие, Россия, СССР, книги, литература, рецензии
Subscribe

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..»: ВЫПУСК № 3

    На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским – в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..»: ВЫПУСК № 3

    На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским – в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…