Как все мы прекрасно знаем, в пятницу 1-го сентября 1939-го года, в 04 час. 45 мин. утра, после непродолжительной артиллерийской подготовки и при поддержке с воздуха части Вермахта пересекли государственную границу Жечи Посполитой, начав конфликт, который через два с небольшим года превратится во Вторую Мировую войну.

Справедливости ради надо заметить, что о перспективах разрастания так называемой Сентябрьской кампании до глобальных масштабов в начале сентября 1939 г. мало кто подозревал: канцлер Германского Райха Адольф Гитлер военными средствами пытался решить проблему Данцигского коридора, его друг и по совместительству дуче il popolo d'italiano Бенито Муссолини созывал конференцию, дабы решить территориальные споры мирным путём, а польские союзники - Великобритания и Франция - выдвинули Германии ультиматум, решив таким манером урезонить зарвавшегося фюрера и вернуть status quo.
Годы спустя советская пропаганда создала миф о том, как союзники сдали Польшу: дескать, никто из них за интересы Варшавы воевать не собирался, а объявление 3-го сентября 1939-го года войны Гитлеру было всего лишь дипломатическим шагом, призванным скрыть политическую импотенцию руководства Великих Западных Демократий. На этом мифе были воспитаны многие поколения людей, родившихся в Советском Союзе, да и, чего греха таить, продолжают воспитываться в современной России, а историки защищали и продолжают защищать свои диссертации.

Меж тем, достаточно прочитать одну небольшую заметку из "Красной звезды" (№ 260 (4410) от 14.11.1939 г.) за авторством некоего К. Гофмана. Это описание с советской колокольни ситуации, возникшей в ходе попытки бельгийского и нидерландского правительств усадить стороны конфликта за стол переговоров и решить проблему полюбовно. Попытка, как видно из статьи, да и из последующего хода событий, завершилась полным провалом, причём именно союзники поставили на всей этой затее большой жирный крест. "Поджигатели войны", как традиционно в указанный период времени советская пресса называла британцев и французов, никаких условий не выдвигали, ограничившись простым заявлением: "... война будет продолжаться до полной победы союзников над Германией".
Отдельного упоминания заслуживает дата публикации заметки и, соответственно, всей этой дипломатической истории - 14-ое ноября 1939 года, т.е. спустя месяц с небольшим после того, как Советский Союз и Германский Райх совместными усилиями стёрли Жечь Посполиту с политической карты Европы. Как-то не особо это вяжется с утверждениями о фиктивности гарантий, данных французами и британцами Польше весной - летом 1939 года, и нежеланием союзников воевать за территориальную целостность этой страны.
Journal information