Теперь им предстояло вернуться к делам праведным: начинать лепить химеру, сиречь строить социализм в отдельно взятой стране. А она, эта самая страна, лежала в собственной крови и дерьме. Денег нет,

Вот это вот всё - это только присказка. А сказка такова.
В книге своих воспоминаний "В библиотеке Владимира Ильича" Шушаника Никитична Манучарьянц, более трёх лет работавшая личным библиотекарем Ленина, рассказала преинтересную историю аккурат из этого времени:
"... Вспоминаю случай с перегородками, разделявшими в книжных шкафах разные отделы литературы. Для этого я применяла карточки. Но Владимир Ильич сказал мне, что карточки неудобны, так как легко падают, надо сделать что-то другое. Он тут же смастерил из бумаги свой образец и показал его мне.
- Поняли? - спросил он.
Я не совсем поняла, но переспрашивать не решилась и ответила:
- Да.
На другой день призналась Владимиру Ильичу, что вчера его не совсем хорошо поняла. А когда он объяснил, в чём дело, попросила разрешения придумать что-либо другое, так как его образец мне показался не очень удобным. Он не возражал. Вскоре по моему заказу перегородки для книг были получены из Риги. Я их спешно расставила, сделала надписи. В кабинет входит Ленин, смотрит на книжные шкафы и с удивлением спрашивает:
- Что это?
- Перегородки, - отвечаю я.
- Наверное, из Германии? Хитрые немцы.
- Нет, из Риги. Я послала в наше полпредство образец, и в Латвии это сделали.
Владимир Ильич рассмеялся и сказал:
- Я не знал, что вы хитрее немцев.
Он ушёл на квартиру в очень хорошем настроении, и его смех долго раздавался по коридору. После этого в кабинет вошёл товарищ из охраны и поинтересовался, чем я так рассмешила Ленина..."
А теперь давайте я побуду Иваном Андреевичем, но только прозаиком. Итак, "мораль сей басни такова" (с).
Страна, напоминаю, разорена, дело то ли идёт к голоду, то ли люди уже гибнут от него (точно определить, когда произошла эта история, к сожалению, невозможно), но помочь им сложно, ибо денег, чтобы закупить за рубежом продовольствие, нет, а те ценности и предметы искусства, которые имеются в Гохране и музеях, только предстоит каким-то чудом реализовать через целую цепочку подставных фирм, ибо, как говорилось ранее, бойкот.
Известный полярный исследователь Фритьоф Нансен в качестве верховного комиссара Лиги наций по делам беженцев развернул бурную деятельность, чтобы оказать помощь голодающим жителям красной России. Параллельно и независимо от него из-за океана руку помощи
И вот в это самое время личный библиотекарь председателя Совнаркома РСФСР заказывает какую-то хрень для своего патрона. За границей! За валюту!! Которой и без того нет!!!
Интересна реакция Ленина: он радостно трясёт бородой "Из Германии?", видимо и не думая выговаривать товарищу Манучарьянц за её, мягко говоря, неэтичные действия, но услышав, что хрень пришла из Латвии (напомню, прибалтийские республики - пока ещё независимыё государства, и до появления почвы для знаменитого мема "Курица - не птица, Прибалтика - не заграница" (с) ещё жить и жить), приходит в неописуемый восторг. Нет, не из-за того, что дешевле, а потому что умыли немцев.
Народная власть, чего уж там...
Journal information