Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

CCCXIII. "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." (с)

Десять негритят отправились обедать,
Один поперхнулся, их осталось девять.
Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.
Семь негритят дрова рубили вместе,
Зарубил один себя - и осталось шесть их.
Шесть негритят пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять.
Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре.
Четыре негритёнка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое.
Трое негритят в зверинце оказались,
Одного схватил медведь, и вдвоём остались.
Двое негритят легли на солнцепёке,
Один сгорел - и вот один, несчастный, одинокий.
Последний негритёнок поглядел устало,
Он пошёл повесился, и никого не стало.


Кристи А. Десять негритят, 1939 г.

С вами никогда не случалось такого, чтобы вы долго чего-то ожидали, а затем это самое ожидаемое событие прошло мимо? Я тут в минувшую пятницу внезапно понял, что умудрился-таки проглядеть седьмой сезон "Игры престолов", который ждал с нетерпением. Т.е. всё прогрессивное человечество уже с не меньшим нетерпением ожидает заключительный, восьмой, сезон телесериала, запланированный на февраль - март 2019 года, а пан Гридь, как последний лошара, всё ещё ждёт предпоследний!

В общем, едва удостоверившись в этом, без всякого сомнения, знаменательном открытии, я тут же просмотрел весь сезон. Ну как "тут же" - управился в три приёма, хотя можно было, немного напрягшись, уложиться в один подход: всё-таки семь эпизодов, а не десять.

Кстати, об уменьшении количества серий. Здесь, очевидно, сказывается отсутствие у создателей сериала первоисточника, и, располагая лишь "черновиками" Мартина, авторам сценария приходилось усиленно высасывать все перипетии из пальцев. Чувствуется, что тяжек труд писателя буквами. Но с другой стороны, хронометраж серий этого сезона существенно больше, чем у серий предшествующих сезонов. Если бы команда режиссёров создавала серии стандартного для предыдущих сезонов хронометража (40 - 45 минут), то вполне вписалась бы в стандартные 10 эпизодов на сезон, да. Правда, в этом случае пришлось бы поставить сценаристов в интересную позу, дабы они не расслаблялись, а существенно переработали композицию сериала.


В целом, в части общей продолжительности действа, по моим прикидкам, создатели сериала зрителей не обидели. Что же до наполнения, то это мы обсудим далее.

Собственно говоря, лично я от просмотра остался в восторге, и, по большому счёту, третий день моей "кинопремьеры" был вызван именно грустью предстоящего расставания. Пришлось заключительную серию смотреть немножко погодя.

Итак, что понравилось. У сериала, как мне кажется, три отличительные особенности, которые идут в актив его создателям. И хотя сценарий к сериям седьмого (а также, насколько я понимаю, пятого и шестого) сезона создавался без непосредственного участия Дж. Мартина, дух его витал над головами сценаристов, не давая им испоганить общую идею. В целом, даже расхождение сюжетных линий романа и фильма в какой-то степени не проблема. Во всяком случае, это не проблема сериала: тут, скорее всего, грядущие неудобства придётся расхлёбывать самому Мартину. Его позиция всё больше и больше становится, мягко говоря, странной: живая иллюстрация к картине художника-передвижника Георгия Мартынюка "Бабло побеждает Зло". По всему выходит, что для Мартина сериал - это полигон, позволяющий отработать наиболее удачный с маркетинговой точки зрения финал художественной эпопеи и, что называется, срубить на этом деле побольше "капусты". Во всяком случае, мне так показалось.

Но давайте лучше вернёмся к фильме: в конце концов, денежные проблемы писателя - это денежные проблемы писателя, нас же интересуют его произведения или то, что оставили от них сценаристы.

Первое, что не может не порадовать меня, как скромного зрителя и, не побоюсь этого слова, гуманиста, - это то, с какой лёгкостью "наследники Мартина" отправляют персонажей к праотцам, совершенно не обращая внимания на то, главный это герой, второстепенный ли, один персонаж испускает дух или десяток (хотя, признаться, погибшего дракона - пусть земля будет ему пухом! - мне искренне жаль). Помнится, в своей эпопее "Властелин Колец" Толкин решился на убийство одного из положительных героев и членов Братства кольца - Боромира, да ещё потыкал моргульским ножиком Фродо Бэггинса, не дав ему, правда, помереть. В "Хоббите" он вообще пошёл на жуткое святотатство: умертвил короля под горой Торина Дубощита и его племянников (две штуки). Но в этом плане Профессор по сравнению с Мартином Лютером Кингом, - это что ваш школьник против шпаны. Автор "Песни льда и пламени" убивает своих героев всеми известными науке способами: рубит им секирой головы, протыкает их тушки копьями и мечами, убивает из арбалетов, сжигает, травит - и даже в тех случаях, когда под рукой у убийцы не оказывается подходящего для этого оружия, он раздавливает череп жертвы руками, как трухлявый орех. Создаётся впечатление, что, помести Джордж Мартин на страницы своего цикла любимую бабушку, в скором времени он и её пустил бы в расход, ибо, как сам же написал четверть века назад своему литературному агенту Ральфу Вичинанце, представляя тому первоначальные намётки будущей эпопеи: "... Список персонажей будет меняться, старые герои будут умирать, им на смену придут новые. Смерть настигнет и некоторых полюбившихся читателю персонажей, включая ведущих повествование. Я хочу создать у читателей ощущение, что никто не защищен от смерти, даже вроде бы главные герои. Напряжение возрастет, если станет понятно, что любой персонаж может умереть в любую минуту..." Кто же знал, что "некоторых" персонажей будет так много!


Знатоки уверяют, что каждая цветная закладка в изображённых
на фотографии томах соответствует убитому персонажу

Другой положительный момент в сериале - это усиливающееся от сезона к сезону уплотнение событий. Если в самом начале сериала авторы сценария совместно с Мартином убили одного-единственного персонажа (Шона Бина Нэда Старка), и при этом мы не видели никаких сражений, то к седьмому сезону они разошлись не на шутку: герои начинают дохнуть уже с первых эпизодов, а баталии следуют одна за другой на любой вкус - изволите штурм замка или полевую битву, быть может, желаете морское сражение?

Такое ускорение событий может показаться недостатком фильмы. Плохие сериалы всегда грешат этим: первые двести серий события в них развиваются ни шатко, ни валко, нам показывают жизнь персонажей в излишних подробностях - вот главный герой спит, а это он уже есть и пьёт всласть, тут же он работает, о, снова есть, ой, гляди-ка, он - на горшке, а тут уже с барышней в постели. Но потом в двух - трёх эпизодах следует бурный финал сериала - зрителю с калейдоскопической скоростью заталкивают в голову, тщательно утрамбовывая ногой, такой ворох событий, что, если продолжать излагать их с прежней неспешностью, то можно снять ещё полторы, а то и две сотни серий.

Однако, "Игра престолов" тем и отличается от плохих сериалов, что хорошо выстроена в части внутренней хронологии событий. Их нарастающее от сезона к сезону уплотнение естественно в силу характера происходящего: сперва нам показывают вселенную Мартина в предкризисном состоянии - и всё тихо и спокойно; затем мало-помалу начинает разворачиваться подковёрная политическая борьба - появляются первые жертвы, и даже слышны какие-то призывы то ли к бунту, то ли к войне; наконец, сейчас мы увидели огромный котёл, в котором вода уже закипела - многочисленные убийства и предательства чередуются частыми баталиями; ещё чуть-чуть и нам с вами покажут, как избыток пара разрывает этот котёл в клочья.

Ну и третий несомненный плюс сериала - это то, как искусно его авторы выстраивают интригу, не отпуская зрителя. А всё потому что у них, как и положено, любая система - будь то Вестерос, отдельное королевство или Великий Дом - никогда не находится в состоянии равновесия. Взять хотя бы историю с возвращением наследников Старков в родовое гнездо: Джон Сноу неожиданно для себя становится королём Севера, а Санса Старк - леди Винтерфелла, чуть позже появляется давно уже считающийся мёртвым Брандон Старк, а потом - Арья. Ну, наконец-то, облегчённо вздохнёт поклонник сериала, внимательно следящий за перипетиями жизни этого семейства (при всём многообразии у Мартина героев первого плана сложно отрицать, что представители именно этого поколения данного Великого Дома Вестероса являются главными героями цикла, причём все без исключения), вот теперь заживём! Но не тут-то было: как только в семью возвращается последний из живых её представителей, она начинает потихоньку разваливаться. И это хорошо! Зритель получает не сказку про Курочку Рябу, но захватывающую реалистичную (насколько вообще фэнтези может быть реалистичным) историю.

Однако всё, о чём я написал выше, это плюсы, которые сделали из обычного продукта высокорейтинговый телевизионный сериал. Мир же, как известно, есть баланс света и тьмы, тепла и холода, плюса и минуса. Поэтому дальше расскажу о наиболее существенных, с моей точки зрения, недостатках цикла.

Во-первых (и это главная проблема, которую уже отмечали все, кому не лень), совершенно не понятно, как вся эта вестеросская империя дожила до наших дней. На чём она держится? Адепты секты Великого Мартина уверяют, что залог стабильности "единого и неделимого Вестероса" – это драконы. Да, сила воздействия драконов на психику людей хорошо была продемонстрирована в седьмом сезоне: любой, кто увидит такое вживую, будет шарахаться от мысли об отделении от законного правителя Семи королевств, аки чёрт от ладана.

Правда, есть проблема - последний дракон подох за полтора столетия до начала саги, а Таргариены всё же как-то усидели на Железном троне. Причём, судя по сему, сделали это они без особых усилий, и не будь Эйерис II дураком Безумным королём, продолжали бы и далее занимать его. При таком раскладе ясно, что не драконы обеспечивали целостность государства.

Вы спросите, что же тогда не давало ему распасться? И это хороший вопрос, ибо государство размерами почти что с нашу Южную Америку, имеющее допотопные средства коммуникации (лошадь посуху и парусный корабль по морю) и технологии на уровне Высокого Средневековья, должно было развалиться почти что сразу после своего возникновения. Собственно, реальная история показывает, что обширные империи на такой стадии развития производительных сил и производственных отношений (тьфу, не к ночи будут помянуты!) существуют не более одного - двух поколений, а дальше просто распадаются, т.к. есть такое понятие, как транспортная теорема, против которой не попрёшь, ибо объективная реальность.

Кроме того, любая империя (а то, что Семь королевств - это самая настоящая империя, никто особо не сомневается) - это, в первую голову, колонизационный центр, берущий на себя цивилизаторскую функцию: у него есть мессианская идеология, которую он всеми возможными средствами распространяет окрест себя. Империя расширяется до тех пределов, до которых она может донести свою идеологию. В этом смысле у Семи королевств всё не как у людей: старейший Великий Дом империи - Старки - как исповедовали тысячелетиями веру предков, поклоняясь старым богам, так и продолжают её исповедовать, тогда как официальная религия правящей династии и всего остального Вестероса - Культ Семерых. Ну а коль скоро мир Мартина - это мир Средневековья, то хранители Севера, формально будучи вассалами Железного трона, фактически являются его противниками. "Свой среди чужих, чужой среди своих" (с). О каком же тогда общежитии можно говорить?

Другая проблема и книжного цикла, и телевизионного сериала (и она, быть может, серьёзнее первой) заключается в том, что, пытаясь уйти от традиционной дихотомии борьбы Зла и Добра, коллективный Мартин пришёл к иной дихотомии - борьбы всякого разного против Зла. Всё, что относится к событиям южнее Стены плача, как по мне, прекрасно, но как только речь заходит о землях, лежащих к северу от неё, о Белых ходоках и Короле Ночи, акции "Песни льда и пламени" начинают стремительно падать.


Не знаю, согласятся ли со мной читатели, но, по-моему, картина, нарисованная Мартином, выглядела бы более богатой и захватывающей, покажи он Ходоков иными. Кто-то когда-то написал фанфик к "Властелину Колец", главный посыл которого заключался в том, что Саурон - жертва враждебной пропаганды, а Мордор - это высокоразвитая в технологическом отношении страна на фоне отсталых обществ людей, гномов, эльфов и хоббитов. В этом смысле Джордж Мартин поторопился с представлением Белых Ходоков читателям и зрителям. Его произведения много выиграли бы, ежели б их автор на протяжении большей части цикла передавал бы слухи о Ходоках, а их сущность предъявил бы публике позже, изобразив её бы иной, более человечной.

Представьте себе картину. Все герои цикла прогнозируемы, и ни для кого это не секрет. В конце концов, если бы они были непрогнозируемыми, то действия их стали бы нелогичными и абсурдными. Так вот, насколько богаче оказалась бы сюжетная линия, пойди Серсея Ланнистер в начале восьмого сезона на переговоры с тем, с кем при текущем подходе к "миростроительству" договориться нельзя, - с Королём Ночи?..

Впрочем, даже с учётом перечисленных недостатков "Игра престолов" захватывает, держит в напряжении и заставляет с нетерпением ждать следующего сезона. Ну что же, будем ждать. И помните - зима близко...
Tags: кинематограф, рецензии, фэнтези
Subscribe

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…

  • ПЯТНИЧНОЕ...

    – Юный падаван, где Оби-Ван Кеноби, учитель твой? – Да, собственно, вон он: нажрался и висит.

  • ИНОГДА Я СМОТРЮ НА ЛЮДЕЙ…

    … и не понимаю, что творится у них в черепных коробках. И чем дальше, тем больше таких персонажей, у кого, как у Винни-Пуха, «в голове…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…

  • ПЯТНИЧНОЕ...

    – Юный падаван, где Оби-Ван Кеноби, учитель твой? – Да, собственно, вон он: нажрался и висит.

  • ИНОГДА Я СМОТРЮ НА ЛЮДЕЙ…

    … и не понимаю, что творится у них в черепных коробках. И чем дальше, тем больше таких персонажей, у кого, как у Винни-Пуха, «в голове…