Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

CCLXXXI. О короле Балдуине: Этот или тот? Тот или этот?

Вы никогда не попадали в ситуацию, когда в дискуссии с кем-либо на ваш аргумент оппонент - вроде бы без всяких на то оснований - отвечал "Не верю!" (с), но при этом вы, погружаясь в поисках железобетонного аргумента в материал, внезапно понимали, что особых-то аргументов и нет? Со мной такое приключилось не так давно: с одной стороны, и доказательств, которыми можно на раз-два прижать оппонента к стенке, нет, а с другой - по всем законам логики и здравого смысла правда - на моей стороне. Случай, надо сказать, интересный. Потому расскажу поподробнее.

Дело было так. В разговоре о... хоть убейте, но не помню уже о чём... так вот, в ходе разговора на, в общем-то, отвлечённую тему внезапно всплыло знаменитое "Житие и хождение Даниила, Русьскыя земли игумена" (далее - "Хождение...") - памятник паломнической литературы начала XII ст. Собственно, о широте этого самого "начала века" и зашёл спор, ибо мой собеседник усомнился в наиболее распространённой сегодня датировке путешествия игумена в Святую Землю, относящей его к 1104 - 1106 гг. от Р.Х.

Альтернативная версия, озвученная оппонентом, относила хождение к времени правления Иерусалимским королевством не Балдуина I (годы правления 1100 - 1118), Балдуина II (годы правления 1118 - 1131): дескать, аккурат в 1129 году сей король совершил крупный поход на Дамаск, якобы описанный Даниилом. Значит само паломничество пришлось на 1128 - 1130 гг.


Коль скоро сразу достойных аргументов не нашлось, стал разбираться по существу - сравнивать показания сторон.

Вот описание похода 1129 года, данное известным знатоком истории Крестовых походов С. Рансименом: "... This was the occasion for which King Baldwin had been waiting. On hearing of Toghtekin's death he sent Hugh of Payens, Grand Master of the Templars, to Europe, to recruit soldiers there, stating that Damascus was his objective. When Ismail's emissaries arrived, Frankish troops set out to take over Banyas from the Assasins and to settle Ismail and his sect within Frankish territory. There Ismail fell ill of dysentery, dying a few months later: and his followers dispersed. Baldwin himself came to Banyas early in November, with the whole army of Jerusalem, swelled by newly arrived men from the West. He marched on without serious opposition and encamped at the Wooden Bridge, some six miles south-west of Damascus. Buri drew up his army opposite to them, with the city at its rear. For some days neither army moved. Baldwin meanwhile sent detachments, mainly composed of the new-comers, under William of Bures, to collect food and material before he should venture to close in round the city. But William was unable to control his men, who were more interested in securing booty for themselves than in systematically gathering supplies. Buri learnt of this. Early one morning in late November his Turcoman cavalry fell on William twenty miles south of Frankish camp. The Franks fought well but were overwhelmed. Only William himself and forty-five comrades survived to tell the news to the King. Baldwin decided to march at once against the enemy while they were celebrating their victory, and gave the order to advance. But that moment rain began in torrents. The plain became a sea of mud, with deep rivers cutting across the roads. In such conditions an attack was impossible. Bitterly disappointed, the King abandoned all idea of continuing the siege. The Frankish army retreated slowly in perfect order back to Banyas and into Palestine, where it dispersed..." [1].

А это - описание похода, приведённое в своём произведении Даниилом: "... И есть путь от Иерусалима в Галилею, к Тивериадскому морю, и к Фаворской горе, и к Назарету. Вся ведь эта земля около Тивериадского моря называется Галилеей, и лежит та земля по направлению от Иерусалима на юго-восток. И находится город Тивериада в четырех днях пути от Иерусалима, если пешком идти. И путь этот весьма страшен и очень тяжел: в горах каменных идти три дня, а четвертый день вдоль Иордана по полю идти, все на восток вплоть до верховий Иордана, откуда берет начало Иордан-река. И дал мне Бог пройти путь тот так: пошел князь иерусалимский Балдуин на войну к Дамаску путем тем, к Тивериадскому морю, ибо там проходит дорога к Дамаску, мимо Тивериадского моря. Я узнал, что хочет князь идти путем тем к Тивериаде, пошел к тому князю, поклонился ему и сказал: "И я бы хотел пойти с тобою к Тивериадскому морю, чтобы походить по тем всем святым местам около Тивериадского моря. Бога ради, возьми меня, князь!" Тогда этот князь с радостью повелел мне пойти с собою и пристроил меня к своим слугам. Тогда я с радостью великою нанял под себя на чем ехать. И таким образом прошли мы места те страшные с воинами царскими без страха и без ущерба. А без воинов той дорогой никто не может пройти; одна только святая Елена путем тем ходила, а другой никто. <...> А в самом верховье Иордана есть два моста каменные через оба потока, выстроенные на сводах крепко, и под теми мостами течет Иордан, сквозь пролеты тех мостов. От тех мостов близко была мытница Матфея, апостола Христова, ибо тут сходятся все пути, ведущие через Иордан к Дамаску и в Месопотамию, И там, в том месте, остановился на обед князь Балдуин с воинами своими. Тут же и мы остановились с ним у самого верховья Иордана, купались мы у самого верховья Иордана в море Тивериадском. И походили тогда около моря Тивериадского без страха и без боязни по всем тем святым местам. <...> И там стояли у моста того весь тот день, а к вечеру князь Балдуин пошел за Иорданом к Дамаску с воинами своими. Мы же пошли в город Тивериадский и там пробыли десять дней, в городе том, пока не пришел князь Балдуин с той войны от Дамаска..."

А теперь сравним оба описания.


1. По свидетельству руського игумена, король Балдуин двинулся походом на Дамаск, имея отправным пунктом Иерусалим. Затем он с войском ушёл от южной оконечности Тивериадского озера на Дамаск и вернулся в Тивериаду, спустя десять дней.

2. По описанию С. Рансимена, в начале ноября 1129 г. король со своим войском прибыл в город Банияс, а чуть позже выдвинулся к некоему месту под названием Деревянный мост, расположенному в 6 милях к юго-западу от Дамаска, откуда и выступил на турок в конце того же месяца, но, будучи остановлен непогодой, 5-го декабря снял осаду с Дамаска. Т.е. на всё про всё у Балдуина было месяца полтора - два (выдвижение к Баниясу от Тивериадскому озеру, движения между Баниясом и Дамаском (около месяца) и возвращение к Тивериаде. В то время, как Даниил, весьма скрупулёзный в своих подсчётах, даёт в 4 - 6 раз меньшие сроки.

Вывод: очевидно, мы имеем описания разных походов.

Но это ещё не всё. Есть в тексте "Хождения..." интересный абзац: "... Бог мне свидетель и гроб Господен, что я во всех местах никогда не забывал русских князей и княгинь, их детей, игуменов, бояр и детей моих духовных и всех христиан. Но во всех местах поминал их, вначале молился за всех князей, а потом и о своих грехах. Хвалю Бога, что сподобил меня, худого, записать в поминальную книгу в лавре Саввы имена князей русских, и ныне поминаются они на службах с их женами и детьми. Вот имена князей: Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид Святославич, Михаил-Олег, Панкратий Святославич, Глеб Минский. Записал имена только тех князей, каких помнил, о других всех русских князьях и о боярах молился у гроба Господня и во всех местах. Заказывал пятьдесят литургий за здравствующих русских князей и всех христиан, и сорок литургий отпели за умерших..."

Расшифровать имена князей не составляет никакого труда:

Михаил-Святополк - Святополк Изяславич [08.11.1050 - 16.04.1113]
Василий-Владимир - Владимир Всеволодович Мономах [1053 - 19.05.1125]
Давид Святославич - Давид Святославич [ок. 1050 - 1123]
Михаил-Олег - Олег Святославич [ок. 1053 - 01.08.1115]
Панкратий Святославич - Ярослав Святославич [1071/1072 - 1129]
Глеб Минский - Глеб Всеславич [н.д. - 13.09.1119].

Так кто указан в этом списке?

Уже давно замечено, что руський игумен "вспомнил" имена не абы каких князей, да и привёл их отнюдь не в беспорядочной последовательности. Академик В.Л. Янин в своё время провёл исследование и установил систему старшинства среди руських князей начала XII ст. [2]: Святослав Изяславич => Владимир Всеволодович => Давид Святославич => Олег Святославич => Ярослав Святославич => Мстислав Игорев внук => Мстислав Владимирович => Роман Всеславич => Глеб Всеславич => полусамостоятельные князья-наместники.

Хорошо видно, что список Даниила идеально ложиться на реконструкцию В.Л. Янина. Очевидно, что игумен в своём "Хождении..." говорит о живых князьях-современниках, т.е. само паломничество пришлось на годы их жизни - на самое начало XII ст.

Ну и last, but not least. Уже в самом конце своих поисков я узнал, что практически все списки "Хождения...", опубликованные в Сети, включая и списки на сайте Пушкинского дома и на сайте "Восточная литература", содержат лакуны. Так, практически только в тексте "Хождения...", изданном в 1864 году А.С. Норовым, имеется приписка игумена Даниила, которая делает ненужными все мои размышления, изложенные выше: "... Ходил есми тамо во княженіе Руское великаго князя Святополка Изяславича, мнука Ярослава Володимерича Кіевскаго..." [3], коий, как известно, отдал Богу душу в 1113 г. от Р.Х.

Вот такие дела...

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Runciman St. A History of the Crusades. In 3 vol. Vol. II: The Kingdom of Jerusalem and the Frankish East, 1100 - 1187. - Cambridge University Press, 1995. - pp. 179 - 180.

[2] См.: Янин В.Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и "Хождение игумена Даниила" // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Том XVI. - с. 112 - 131.

[3] Путешествие Игумена Даниила по Святой Земле, в начале XII-го века (1113 - 1115) / Под ред. А.С. Норова, с его критическими замечаниями. - СП(б): Типография Императорской Академии Наук, 1864. - с. 155.

Tags: XII столетие, Ближний Восток, Святая Земля, Средние века, история
Subscribe

  • ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

    … Они были в чёрных пальто, в чёрных шляпах, низко надвинутых на глаза, – после не опознать. Но они не рассчитали: реакция у дона…

  • ПОДУМАЛОСЬ ТУТ…

    Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие…

  • ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА

    Я люблю рассматривать фотографии Бенито Муссолини. На них, конечно, предстаёт довольно смешной и, порой кажется, недалёкий персонаж, надувающийся…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

    … Они были в чёрных пальто, в чёрных шляпах, низко надвинутых на глаза, – после не опознать. Но они не рассчитали: реакция у дона…

  • ПОДУМАЛОСЬ ТУТ…

    Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие…

  • ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА

    Я люблю рассматривать фотографии Бенито Муссолини. На них, конечно, предстаёт довольно смешной и, порой кажется, недалёкий персонаж, надувающийся…