Вчера Национальный Банк Украины, сославшись на "... неможливість здійснювати <...> банківське регулювання та нагляд, валютний контроль і державний фінансовий моніторинг за діяльністю окремих банків та відокремлених підрозділів банків, що розташовані на території Автономної Республіки Крим та міста Севастополя...", постановлением № 260 от 6.V.2014 г. приостановил дальнейшую деятельность на полуострове украинских банков согласно приложенному к постановлению перечню. Временно, до окончания оккупации. Но мы-то с вами понимаем, что Кремль от Крыма уже не откажется, т.е. фактически решение правления НБУ от 6-го мая с.г. означает окончательный и бесповоротный уход украинского банковского сектора из Крыма.

Что это означает?
Не так давно я упоминал, что в Крыму сейчас работают только два банка - ПАО "Черноморский Банк Реконструкции и Развития" и ОАО "Российский Национальный Коммерческий Банк". Вчерашнее постановление автоматически исключает осуществление гривневых операций в работе с украинскими контрагентами первым банком, тогда как второй их и не осуществлял. В условиях, когда 90% экономики полуострова завязано на Украину, это смерти подобно: теперь купить товары на континенте просто невозможно, равно как и реализовать их там.
Впрочем, у крымских компаний пока ещё остаётся небольшая лазейка: счета, открытые в украинских банках на территории Украины. Однако тут есть несколько "но".
Во-первых, опыт последних недель доказывает старую истину - "ничто не вечно под луною" (с): в любой момент канал может быть отслежен и перекрыт, было бы желание.
Во-вторых, даже сохранения для крымчан этой лазейки позволяет использовать её только для локальных операций: она рассчитана на работу исключительно с украинскими контрагентами. Обналичить выручку, скажем, для выплаты заработной платы невозможно (точнее - можно, но тогда а) придётся перечислить налоги в украинский бюджет и б) искать возможности доставки наличности в Крым), так же, как и приобретение иностранной валюты за гривню теряет всячески смысл (можно приобрести рубли, но их использование для расчётов затруднительно, т.к. для крымского предприятия сделка, в которой оно, предприятие, будет расплачиваться рублями, - внутрироссийская, а для украинского банка - внешнеэкономическая).
Таким образом, диагностируя последствия вчерашнего решения НБУ, можно смело утверждать, что для России Крым всё больше и больше обретает черты чемодана без ручки.
Journal information