Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CCLVI. О Копернике, советских полярниках и российской кинематографии

Если верить социологическим исследованиям, треть россиян полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. Вот так! После Коперника, после полёта Ю.А. Гагарина, после знаменитого шажка Н. Армстронга!! Причём эта самая треть - это не тинэйджеры, отнюдь. По большей части это люди, получившие образование в Советском Союзе. То самое - самое лучшее в мире. Но это так, к слову.

Сегодня я с удивлением узнал ещё одну интересную подробность, но уже о нынешних россиянах. Точнее - о российских кинематографистах. Как оказалось, некоторые представители сегодняшней пишущей (в смысле - сценарии) и снимающей (фильмы, конечно же) братии искренне полагают, что нет ничего прекраснее утреннего рассвета. В Антарктике. В июне месяце. Ага, посреди полярной ночи. Когда темнее и не придумаешь.


Это я так ненавязчиво пытаюсь рассказать, что посмотрел сегодня свежий российский фильм-катастрофу "Ледокол". Кто сказал "Виктор Суворов"? Ничего подобного! У Богданыча, по сравнению с развесистой клюквой авторства самоделкиных из компании "Профит", получился образец следования выверенным до микрона фактам. Тут же на фоне всеобщего причитания по безвременно ушедшему СССР и вырывания по этому поводу волосьев из темени дикое количество дерьма и грязи, вываленных на свои же головы, но ещё те - образца 1985-го года.

Вообще, нельзя не признать: фильм смотрится на одном дыхании. Лихо закрученный сюжет в купе с мастерски нагнетаемым напряжением не даёт зрителю расслабиться: чтобы отлучиться к холодильнику или чайнику, то и дело приходиться ставить фильм на паузу. В этом смысле картина, безусловно, ушла далеко вперёд от рассказов Н.С. Михалкова об одноруком бандите генерале Котове. Это там смело можно уходить на кухню и неспешно варить кофей на малом огне - всё равно авторскую мысль, утерянную с первыми же кадрами, не удастся нащупать до финальных титров.

Но эта остросюжетность является, пожалуй, единственным светлым лучом в двухчасовом хронометраже. По сути, перед нами - всё та же михалковская начинка: рассказ о том, как советские полярники, слишком поздно посланные тупыми советскими чиновниками в очередной поход в страну пингвинов оказались в ледяном плену. Тут будут и жертвы (ага, два трупа), и отстранение от командования своего капитана (рубахи-парня), и назначение из Центра нового капитана (тупого дуболома, боящегося принимать самостоятельные решения), и бунт на корабле, и попытка замолчать о сложном положении ледокола. А также айсберг, преследующий пленников (не иначе, управляемый по радио из Вашингтона), и попытка самоубийства старпома, и даже (ну куда же без этого-то!) кровавая гэбня, на всех парах идущая в Антарктиду и шантажирующая жену душки-капитана. Ах, да! Про кесарево сечение забыл упомянуть. Слава Всевышнему, его не на ледоколе делали.

Короче говоря, жизнь на экране кипит, бурлит и шкварчит, захлёстывая за край кастрюли-сковородки. Одно только осталось непонятным: зачем было городить весь этот огород? Почему нельзя было просто снять фильм о реальной экспедиции ледокола "Михаил Сомов"? Ведь это же готовая песня о человеческом героизме, об альтруизме и о трудовом подвиге! Колоссальные лишения, пережитые экипажем, самозабвенный труд людей, находящихся в ледяном плену и, как итог всей спасательной операции, десятки спасённых жизней, два Героя Советского Союза и предмет для гордости потомков.


В общем, крику и похвальбы было на рубль, а результат вышел на копейку. Как и, насколько я понимаю, в случаях с "Двадцатью восемью панфиловцами" и "Викингом".

Tags: XX столетие, история, кинематограф
Subscribe

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…