Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

CCLI. "В канун грозных потрясений" (с)

Вы просили писать о современной политике? Будет вам политика! Коллега oldgoro выдал интересную заметку о... Хм, даже и не знаю, как одним словом выразить её тему. В общем, заметка о том, что было в транспортной отрасли СССР и чем она стала в сегодняшней России. При этом транспорт рассматривается не как элемент хозяйственной системы страны, а много шире: если хотите, как некая цивилизационная (и цивилизаторская!) суть России.

Согласен с автором заметки чуть более, чем полностью. Но хотел бы вот ещё сказать относительно транзитно-транспортного потенциала России. Это вопрос, решение которого может сталь как золотой жилой для страны, так и похоронить её. Всё определяют "нюансы". В данном случае под таковыми понимается гармоничное развитие хозяйственной системы России в целом.

Т.е. если запустить программу развития транзитно-транспортного потенциала в той конфигурации индустриального ландшафта, который страна имеет сегодня, эта новация убьёт российскую экономику - более развитые хозяйства подомнут под себя менее развитое. Примеров такому развитию событий в истории несть числа: подминание российской экономикой хозяйства Маньчжурии накануне русско-японской войны или, скажем, пример строительства Багдадской дороги и, как следствие, усиление присутствия Германии в Блистательной Порте аккурат перед Великой войной.


Для современной России роль такого колонизатора запросто сможет сыграть Китай (почему - я уже писал), а идея строительства трансконтинентальных скоростных магистралей, связывающих Поднебесную со старушкой Европой, с которой носился прежний глава ОАО "Российские железные дороги", вполне способна оказаться русской Багдадской железной дорогой.

Очевидно, что во избежание такого сценария, транзитно-транспортный потенциал должен развиваться в рамках единой программы развития страны, включающей в себя как экономическую, так и социальную, и демографическую компоненты. Необходимо, таким образом, государственное долгосрочное планирование. Государственное, ибо а) частник - даже при наличии у него желания заняться этим! - просто не потянет данный проект и б) нужна некая организующая сила, которая будет канализировать общие усилия, ориентируясь на достижение цели более высокого порядка, нежели тривиальное извлечение прибыли.

Таким образом, столетие спустя после сталинской индустриализации мы возвращаемся к необходимости запуска очередного витка модернизационного процесса в России. Правда, совсем иными методами.

И ещё: очевидно, что всё это невозможно реализовать в текущих условиях. Необходима тотальная смена элиты. Кто сказал "Революция!"? Желательно что-то иное, менее кровавое. Но, боюсь, без большого социального потрясения в ближайшие лет пять нам не обойтись. Ну, или всё закончится развалом России на несколько десятков банановых республик.

Tags: XX столетие, XXI столетие, Османская империя, Россия, геополитика, история, политика, прогнозы, экономика
Subscribe

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments