de mortuis aut bene aut nihil (о
мёртвых либо молчать, либо говорить
хорошее). Пролетариату нужна правда
и о живых политических деятелях и о
мёртвых, ибо те, кто действительно
заслуживают имя политического деятеля,
не умирают для политики, когда
наступает их физическая смерть..."
Ленин В.И. О демонстрации по
поводу смерти Муромцева, 1910 г.
Купил себе сегодня, взамен безвременно ушедшей в лучший мир читалки, ридер - ONYX BOOX C67ML Magellan 3. Кстати говоря, большое спасибо всему честному панству (а особливо дону
Значит, полез я в свои закрома посмотреть, чего у меня там есть интересного, что в первую голову стоило бы почитать, и наткнулся на книжку теперь уже, увы, покойного Н.И. Павленко "Екатерина I" из серии ЖЗЛ и стало мне стыдно. Ибо в своё время (прямо скажем - давно уже) обещал я пану

Короче говоря, вспомнив про свой должок, решил его уплатить. Воды с тех пор, как я прочитал оную книжку, утекло, конечно, немало, отчего "букет" утерян, да, слава Всевышнему, осталось "послевкусие", о коем я и поведаю вам, дорогие читатели: авось кому сгодится.
Самым главным и единственным достоинством книги Николая Ивановича (а она, надо сказать, небольшая: всего на две с лишком сотни страниц) является то, что она есть. Фигура первой русской императрицы - не самая популярная в череде российских монархов XVIII ст., отчего биографии её можно пересчитать по пальцам двупалой руки черепашки-мутанта. Зато недостатков у этой работы, хоть отбавляй.
Кто-то из великих заметил, что хорошую биографию можно написать только при условии, что автор неравнодушен к своему герою. С этим у Н.И. Павленко как раз проблемы: он явно не питает симпатий к Марте Скавронской, равно как и не испытывает особых негативных эмоций к ней, что, впрочем, не мешает ему методично обелять её образ.
Написание биографии - штука весьма своеобразная: залогом увлекательного рассказа могут стать либо бурная и богатая событиями жизнь героя, либо его не менее богатый внутренний мир, либо дикая смесь "экстерьера" с "интерьером". В общем, всё то, чего в жизни императрицы практически и не было: на редкость пустой персонаж. И даже те редкие события, за которые автору можно попытаться зацепиться, чтобы в дальнейшем развернуть их в полноценное полотно, Н.И. Павленко не то что бы игнорирует - он их методично выхолащивает.
Судите сами: при всём при том, что Марта-Екатерина была никакой правительницей и личностью так себе (не отличалось ни шибко большим умом, ни утончённым вкусом), в её жизни был целый ряд интересных, я бы даже сказал, пикантных моментов, о которых можно и нужно было рассказать читателю. Кто-то возразит, что-де это копание в корзине с грязным бельём. Пожалуй, да. Но, извините, а о чём тогда вообще писать, если таков был персонаж? Это - во-первых.
А во-вторых, читатель, интересующийся эпохой Петра Великого, открывая книгу Н.И. Павленко, всенепременно возжелает получить ответ на вопрос, поставленный Л.Н. Толстым. Да, я именно эти его слова имел в виду: "Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжёт, закапывает живьём в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует... Сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных органов и подобием Евангелий - ящиком с водкой... Коронует блядь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына." И ежели кто-то полагает, что автор своей работой закрыл тему лёгкости поведения будущей императрицы "в первой жизни", то он глубоко ошибается: Н.И. Павленко касается этой страницы, но делает это весьма осторожно, сглаживая углы и всячески сокращая число полюбовников Марты С.
Или такой интересный факт биографии героини книги, открывающий её с иной, героической стороны: всем известная история о хладнокровных действиях Екатерины Алексеевны в лагере на Пруте, когда она отдала ларь со своими драгоценностями на взятку визирю. История мутная - то ли реальный случай, то ли басня, - но тем более она требует, буквально вопиет о необходимости расследования. И вы полагаете, автор въедливо, буквально под микроскопом рассматривает свидетельства очевидцев и проч., и проч., и проч.? Если бы! Он вообще затушёвывает эту историю, равно как и историю о бурной молодости героини. Отчего? У меня есть только одна версия: автор слишком уж симпатизирует главному герою всех своих книг - Петру I и, лакируя до пресноты образ его супруги, стремится убрать малейшее пятнышко с "солнца земли Русской" (с).
Ну и ещё один момент. Читая книгу, я никак не мог отделаться от ощущения её вторичности: такое чувство, что предложения и даже целые абзацы из неё я уже где-то встречал. Уж и не знаю, сам ли Николай Иванович додумался до этого, или сие есть инициатива креативно мыслящих издателей, но в той части, которая относится к Петру и к птенцам его гнезда, работа в значительной степени представляет собой компиляцию из более ранних книг автора и зело смахивает на какую-то литературную шабашку.
Подводя итог, могу дать непрошеный совет читателям этого блога: не стоит выбрасывать деньги на ветер и впустую тратить своё время на чтение данной книги. Лучше почитайте более ранние работы автора.
Разумеется, всё это - самое махровое ИМХО...
Journal information