Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CCXV. О пропаганде

Давеча, читая книгу левого американского репортёра, написанную аккурат на заре Холодной войны, наткнулся на интересную мысль. По своей риторике она именно что левая, марксистская, но оттого по смыслу ничуть не менее либеральная. Парадокс? Отнюдь!

"... Американскому народу постоянно льстиво заявляют, что он информирован лучше любого народа. Это безусловно не так. Мы просто получаем больше информации, чем любой другой народ. Ни один народ в мире не забрасывают изо дня в день через посредство 50 с лишним миллионов экземпляров газет, десятков тысяч радиопередач, тысяч журналов и десятков тысяч метров кинохроники таким количеством бессмысленных слов, как американцев. Среди этих ежедневно расточаемых миллиардов слов можно найти упоминание почти обо всех фактах внутренней и международной жизни. Но чтобы иметь возможность хотя бы только сравнить различные точки зрения, нужно ежедневно затрачивать полный рабочий день на чтение газет, журналов и книг; для того же, чтобы приобрести правильное представление о текущих событиях и суметь сопоставить их с историческими фактами, требуется специальная подготовка. Наша "информационная индустрия" нисколько не заботится о том, чтобы раскрыть факты в их последовательности; а ведь только это даёт осведомлённость читателям.


Хаотическое изобилие слов может только вводить в заблуждение и запутывать; оно не может информировать. Индустрия, производящая новости, и другие коммерческие предприятия, обрабатывающие общественное мнение, созданы не для того, чтобы просвещать нас. В нас они видят только потребителей. Если мы покупаем больше газет, они могут принять больше объявлений по более высоким расценкам и выколотить больше денег. Обилие сенсаций или сообщений о событиях, извращённых подчёркиванием в них всего необычного, хотя бы и второстепенного, броские заголовки скорее помогут продать больше экземпляров газеты, чем спокойное описание, анализ и интерпретация событий каждого дня.

Более того, выпуск запутывающей читателя информации вовсе не случайность. Помимо желания нажиться на продаже газет и на объявлениях, он обуславливается пристрастностью фабрикантов общественного мнения. Пресса, радио и кино - это "большой бизнес". Сама по себе "информационная индустрия" составляет неотъемлемую часть всего крупного промышленно-банковского комплекса, управляемого и контролируемого горсткой дамонтов, меллонов, дюпонов, рокфеллеров. В столкновении интересов этой маленькой группы, имеющей громадное влияние на государственную политику, с миллионами рядовых американцев индустрия, формирующая общественное мнение, не соблюдает нейтралитета. Она выступает на стороне меньшинства: она выступает на стороне богатых и сильных..."
[1].

Прочитал - включил телевизор, посмотрел и поразмышлял над увиденным, выключил телевизор - и перечитал цитату. Замени "американцев" и "американский" на, скажем, "россиян" и "российский", а газеты и радио на телевидение и Интернет, и эти слова ничуть не менее актуально прозвучат, нежели прогноз погоды на завтрашний день.

Всё-таки времена меняются, одни народы уходят, на смену им приходят другие, но механизмы промывания мозгов и превращения людей в послушное стадо остаются неизменными.

П Р И М Е Ч А Н И Е:

[1] Марион Дж. Базы и империя: Карта американской экспансии. - Государственное изд-во иностранной литературы, 1948. - с. 14 - 15.
Tags: XX столетие, XXI столетие, история, пропаганда, цитаты
Subscribe

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • «ВРЁТ И НЕ КРАСНЕЕТ. ЛЮБЛЮ ТАКИХ!»

    Как-то с подозрительностью отношусь я к творчеству А.В. Исаева. Книги у него получаются информативными, насыщенными фактурой, но при этом…

  • НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МАЗЕПЕ

    Ивану Степановичу Мазепе крупно не повезло в отношениях с российской историографией: они, эти отношения, не заладились с самого начала – и…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments