Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CXCVII. Сам себе Бейбарс

Пару недель назад узнал я, что на излёте существования Советского Союза был снят художественный фильм "Бейбарс". Дай, думаю, посмотрю: тема-то не заезженная, для Союза  совсем необычная, даже с учётом того, что герой картины "был родом из СССР" (с).

В общем, нашёл фильму без особых проблем на rutracker'е, коий тогда ещё был жив. Почитал отзывы: то, что надо, - не фильм, а загляденье. "Замечательный фильм, основанный на исторических фактах. Один из шедевров советской кинематографии." (с). "... Такой шикарный фильм!.. Это вам не голливудский халям-балям!" (с). С такими-то отзывами двух решений просто не может быть: смотреть нужно было однозначно. Посмотрел. И понял, что попался на мнениях "знатоков" киноискусства, как последний лох.


Позор советского кинематографа

А теперь - по порядку.

Во-первых, как внезапно оказалось, режиссёр картины был мужиком весьма практичным. В далёком теперь уже 1982-ом году он соорудил двухсерийный фильм о тяжёлой судьбе кипчакского мальчика, весьма высоко поднявшегося по карьерной лестнице - от бесправной лимиты до главы государства и победителя монголов. Назвал он своё творение просто и незатейливо - "Бейбарс". Ещё через семь лет, в бурные годы зарождения частных капиталов, этот же дядька берёт весь отснятый материал, перемонтирует его, вырезая уж слишком затянувшиеся фрагменты, добавляет иную концовку, затем переозвучивает, ставит на продукт этикетку "Казахфильм" и - вуаля! - готов новый советский блокбастер под не менее скромным названием "Султан Бейбарс". Как говорится, "Наш пострел везде поспел" (с).

Во-вторых, такой убогой работы оператора я отродясь не видел. Человек я от природы добрый и незлобивый, но полагаю, что для режиссёра и оператора картины можно (и нужно!) было бы сделать исключение и таки повесить их на одном фонарном столбе! Это ж надо было так испоганить и без того не блещущий художественными достоинствами фильм!! Нет, я, конечно, понимаю, что не каждый режиссёр - Бондарчук (на всякий случай уточню - Бондарчук-старший), сиречь снимать батальные сцены есьм великое искусство, от Бога данное. Но зачем же так маскировать свою криворукость и скудоумие?! Зачем все без исключения батальные сцены показывать в раскадровке, превращая экран в подобие фасеточного глаза пчелы Майя???

Ладно, проехали. Тем более, что операторская работа - это далеко не худшее, что ждёт любителя исторического кинематографа. А ждёт его, как вы, наверное, уже поняли,  весьма жёсткое порно. В смысле - изложение истории в особо извращённой форме. Это, собственно, в-третьих.

"Сначала было слово" (с): "Основные события фильма соответствуют историческим фактам жестокого XIII-го века. Остальные - плод размышлений авторов, ибо из множества биографий султана Бейбарса нет ни одной, которая бы не отвергала другую". Оная реплика, наверное, призвана усыпить бдительность зрителя. И, вот, когда оный любитель истории расслабится, начинается такое... Я не знаю, какие травы произрастают в Туркмении, где одно время обитал Морис Шамис - автор исходного произведения, а по совместительству и автор сценария, но, судя по содержанию фильма, это весьма сильно действующая дурь.

Начинается фильм с того, что маленького (лет трёх - четырёх) будущего Бейбарса находит у тела убитого отца Кит-Буга. Ну, тот самый (опять же - будущий) комкор Хулагу-хана, которого через несколько десятилетий разобьют мамлюки при Айн Джалуте и затем умертвят. Находит и то ли продаёт, то ли отдаёт даром византийскому купцу. Хотя, вообще-то, принято считать, что Бейбарс попал в плен к булгарам, которые и продали его сирийцам. Ну да ладно: на фоне всех остальных ляпов - это сущая мелочь.

Киношному Бейбарсу уготован длинный и извилистый путь в стройные ряды султанской гвардии Египта: он будет добираться до берегов Нила долгих 25 (!) лет. Причём первой остановкой в его путешествии окажется Константинополь. Греческий Константинополь. Хорошо, скажу иначе: Константинополь накануне завоевания его крестоносцами. Ну, т.е. сперва монголы пришли в 20-х гг. XIII ст. в Северное Причерноморье, захватили малыша Бейбарса и продали его византийскому купцу, который затем привёз свою покупку в город образца 1204 г.


Дж. Пальма-младший. Осада Константинополя в 1204 г. (XVI ст.)

Дальше - больше. Маленького кипчака отдают в детский приют на воспитание. Хозяин приюта, тоже грек (в исполнении Л. Куравлёва), и нарекает юного воспитанника Бейбарсом. Ну, тут и у автора повести, по которой снимался фильм, и у съёмочной группы всё очень просто: подбадривающий крик воспитателя "Бей барса!" легко трансформировался в имя. Не знаю, как по-гречески звучит название барса, но теперь точно знаю, что греческий аналог глагола "бить" в повелительной форме идентичен русскому. Не иначе, М. Задорнов к сценарию руку приложил.

Школа византийского "ланисты" - это отдельная песня. Вот уж не знаю, где герой Куравлёва знаний поднабрался, по каким средневековым Интернетам шастал, но обучение восточным единоборствам у него, как на мой любительский взгляд, поставлено на отлично. Стамбульский филиал Шаолиньского монастыря. Лицензия министерства образования Византии номер кха-кха-надцать от хм-цатого века.

Итак, наконец, мы видим Бейбарса подросшим и возмужавшим. Он сдал экзамен на белые трусы чёрный пояс. Перед нами такая себе казахская эрзац-копия то ли Брюса Ли, то ли Виктора Цоя: Брюса, нашего, Ли, т.к. машет ногами будущий султан мамлюков не хуже голливудского китайца, а Цоя, ибо каждый раз, когда он открывает рот, понимаешь, что услышишь сейчас песню "Группа крови на рукаве...", и... не слышишь.

Да, так вот, Бейбарс стал не мальчиком, но мужем. И подгадав аккурат к этому знаменательному событию, к Царьграду таки приплыли пилигримы Четвёртого крестового похода. Приплыли, город захватили, разграбили, женщин изнасиловали (хотя, судя по некоторым сценам, гречанки их очень даже ждали). "Finita la comedia" (с). Ланиста с учениками остались без своего приюта, собрали чемоданы и уехали в Италию. И действительно: а куда ещё ехать-то, кроме как не в логово зверя?

Поехали они туда под видом православных монахов. Не, ну, ладно ещё Куравлёв на грека так-сяк смахивает (хотя какой из него грек?), но молодой Бейбарс с казахским лицом... Кстати о лицах: доколе в отечественных фильмах половцы будут иметь ярко выраженные монголоидные черты? Они же были тюркским народом с примесью монголоидных черт, а не монголоидами с примесью европеоидных черт!!!

Ладно, проехали. Таким Макаром мы до конца фильма не скоро ещё доберёмся: уж полночь близится, а мы едва к середине первой серии шедевра подобрались.

В общем, приехали монахи в Италию аккурат к началу нового масштабного события - крестового похода детей. Да, того самого, который произошёл в 1212-ом году, т.е. за полтора десятилетия до рождения главного героя фильма. Впрочем, привыкайте к оригинальному взгляду на историю авторов фильма. Итак, через город (может, Рим, а может, и не Рим) идёт жиденькая толпа детишек, изображающих пилигримов. Сопровождающие их рыцари замечают Л. Куравлёва в монашеской рясе, бросаются к нему за автографом и берут в качестве проводника к Гробу Господню. Конечно, кого же взять в проводники-то как не подозрительных бродяг в монашеской рясе?! И вся эта толпень отправляется в Святую Землю.


Г. Доре. Крестовый поход детей (1892 г.)

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается..." (с). Где-то в Сирии или Палестине, сломленные жаждой, рыцари, сопровождавшие детей, продают малолетних пилигримов рыцарям-иоаннитам. Вот не пойму: чего они там в своей режиссёрской будке курили? Суслов, вроде бы, давно уже помер, но впечатление такое, что вся съёмочная группа на самокрутки разобрала "Историю ВКП(б)". М-да уж...

Короче говоря, детей продали, а заодно продали и монахов. В этом месте я издал вздох облегчения: ну, наконец-то, дожил до мамлюкского периода жизни Бейбарса! Зря радовался!! Его сотоварищи продали на какую-то мусульманскую галеру, гребцом на которой он отпахал ещё десять лет. Вот тут давайте ещё раз остановимся и переведём дух. Итак, рыцари Иерусалимского ордена Святого Иоанна (!) продают на Святой Земле (!!) христиан (!!!) мусульманам (!!!). Мне одному кажется, что что-то тут не так?

Ладно, продали - и продали. Оттрубил Бейбарс срочную на флоте десять лет на галере, пока не попал в Египет: его покупает сам аль-Малик аль-Музафар Сайф ад-Дин Кутуз. Приводят бывшего гребца к Кутузу, тот оборачивается и - ба-а-а, Борис Алексеевич, здравствуйте!!! Знаете, друзья мои, я очень люблю и уважаю прекрасного актёра Б. Хмельницкого, прежде всего, за его исполнение роли Робина Гуда в фильмах "Стрелы Робин Гуда" и "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", но, между нами говоря, какой из него Кутуз? Я ещё могу смириться с Бейбарсом, больше похожим на Чингисхана или Хо Ши Мина, но Хмельницкий в роли племянника хорезмшаха - это уже слишком!

Но я снова отвлёкся. А меж тем Бейбарс много тренируется, работает и, как следствие, растёт над собой. Уже скоро ему дают лычки сержанта синие сапоги и кинжалы мамлюка: не знаю, что это значит, но хуже от этих обновок ему точно не стало. Затем нам показывают вялую постельную сцену, которая плавно перетекает в лихой предрассветный кавалерийский наскок мамлюкской рати под общим командованием Кутуза на какую-то крепость. По фигурам крестоносцев, падающих со стен, мы понимаем, что создатели картины приоткрыли перед нами тайны Седьмого крестового похода.

По результатам сражения Кутуз женит Бейбарса на индийской рабыне с лицом казашки и переводит его на работу в султанский дворец начальником телохранителя нового султана. Подопечный Бейбарса оказывается милым старичком лет семидесяти на вид, а закадровый голос услужливо подсказывает зрителю, что султан зело много читает, общается с людьми науки, инженерами, живо интересуется тайнами мироздания. В конце концов, мамлюки, будучи людьми тёмными, его и убивают. При этом глава службы безопасности Бейбарс из сострадания к подопечному опрокидывает чашу с отравленным щербетом, предназначенным для султана, и, судя по всему (ибо сцена насилия остаётся за кадром), кончает султана ударом своего клинка.

Красиво, но, как говорил известный персонаж С. Крамарова из кинофильма "Неуловимые мстители", "Бре-е-ехня-а-а!" (с). Ибо, во-первых, всамделишный султан аль-Малик аль-Муаззам Гияс ад-Дин Туран-шах ибн Айюб, по-видимому, был человеком не таким уж и старым. Во-вторых, Туран-шах II был, очевидно, не таким уж и ботаном: к власти он рвался явно не для того, чтобы цветочки и бабочек собирать, да и рукоприкладством баловался. Причём лупцевал не абы кого, а собственных эмиров, за что в итоге и поплатился.

Итак, сделав больно Туран-шаху II, Бейбарс сделал очень даже хорошо Кутузу: того сразу же объявляют султаном. Но не успел он в торжественной обстановке принять уверения своих подданных в их почтении, не успел он одарить своих сподвижников и облагодетельствовать широкие народные массы, как тут как тут нарисовались монгольские послы от нойона хана Хулагу Кит-Буги. Надо сказать, что у создателей фильма весьма специфические не только познания в истории, но и своеобразное представление о средневековом придворном этикете. В их понимании послы могут вот так вот запросто заехать на лошадях чуть ли не в тронный зал к султану, да ещё и выдвинуть ему какие-то претензии.

В общем, убили их. А поучить Кит-Бугу уму-разуму отправился Бейбарс. Вопреки текущей реальности, здесь султан Кутуз остался дома на хозяйстве - крепить тылы. Дальше последовала битва при Айн Джалуте. О том, что снял режиссёр картины, произойди такое на самом деле, наверное, потомки могли бы слагать через тысячелетия песни и легенды. Вот уж действительно сильна туркменская дурь!!!


Осада монголами Сидона
(Х. Патмич. Цветник историй земель Востока, 1307 г.)

События сражения разворачиваются в долине большой, размером с Нил реки. Где в Изреельской долине - месте битвы - режиссёр со сценаристом нашли такую реку, Бог весть. В текущей реальности через эту долину протекает Харод - небольшая речушка, которая похожа на Нил, "як свиня на коня" (с). Достаточно сказать, что расход воды Харода без малого в 15.000 (прописью - в пятнадцать тысяч раз) меньше нильского! На фоне такого знакомства с Т.В.Д. и стойкой приверженности идеалам марксизма-ленинизма стоит ли говорить о том, что авторы фильмы "забыли" рассказать о помощи, оказанной войскам мамлюков правителями государств крестоносцев?

Ход сражения также подан весьма... хм... креативно. Если плясать из авторской трактовки событий, то по окончании баталии султан Кутуз просто обязан был объявить день сражения - 3 сентября - Днём артиллерии и ракетных войск Мамлюкского султаната, ибо "Грады" Бейбарса просто снесли волны атакующей монгольской конницы. А добили засевшие в укреплённом лагере войска противника эскадрильи боевых голубей, подорвав плотину (откуда она там взялась?!), под которой располагался этот самый лагерь монголов Кит-Буги.

Сам же монгольский комкор был подвергнут жестокой казни: его с привязанными к спине крыльями (!), обвешанного горшками с порохом (!!), зашвырнули в монгольский лагерь с помощью требюше (!!!). Да уж... А ещё говорят, что в Советском Союзе был мощный наркоконтроль...

После одержанной победы эмир Бейбарс возвращается в Каир и, даже не заехав домой обнять красавицу жену, прибывает сразу же во дворец к Кутузу, где вместе с однополчанами выразительными взглядами даёт понять султану, что дни его сочтены. Кутуз понимающе кивает, после чего его торжественно, но тайно (!) казнят. И Бейбарс наконец-таки становится султаном Египта. Ура!!!

На этой мажорной ноте (не считая мелких попыток его отравить) и заканчивается основная часть Марлезонского балета. В дополнительной части, слепленной режиссёром через семь лет ради увеличения собственного золотого запаса, султан успевает сделать на камеру несколько мелких дел по хозяйству, посетить гробницы фараонов и, в качестве большой жирной кляксы на своём жизненном пути, в образе бестелесного духа посетить родные места, оставляя этим визитом зрителя в недоумении: и как это понимать? То ли жизнь прошла в борьбе за власть без всякого толка и смысла, то ли режиссёр сам потерял нить повествования.

И наконец, в-четвёртых, любой исторический фильм - это ещё и некое соответствие заявленной эпохе материальной части, которая используется в процессе съёмок. Тут я, честно скажу, не мастак. И, в общем-то, можно было бы промолчать, но таки упомяну один эпизод, который меня покоробил. Речь идёт о лошадях. Я в кавалерийских делах мало что понимаю, ибо, как говорится, лошадей видел только на картинках, но даже меня смутило то, что:

а) в кадре рыцарь седлал собственного коня. Нет, может так и надо: кто ж их, благородных рыцарей знает? Но лично я полагал, что для таких дел у рыцарей есть слуги, оруженосцы, в конце-то концов;

б) рыцарь одевает на голую спину коня седло, т.е. без всякого потника и прочих аксессуаров, а сверху, на седло, натягивает чепрак. Зачем одевать на седло чепрак, я не знаю, даже не спрашивайте.

Подытоживая сказанное, хочу заметить вам одно, друзья мои. Помните голливудский блокбастер "Царство небесное"? Ну, тот самый, в коем Орландо Блум в роли средневекового кузнеца, внезапно став бароном д'Ибеленом, затем боролся за демократию по всей Святой Земле. Так вот, на фоне "Бейбарса" и "Султана Бейбарса" фильм, снятый Ридли Скоттом, - это эталон исторической картины.

Такие дела...
Tags: XIII столетие, Средние века, историческое кино, кинематограф, рецензии
Subscribe

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..»: ВЫПУСК № 3

    На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским – в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..»: ВЫПУСК № 3

    На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским – в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…