Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

CXCI. Кровавая баня и кинематограф

Были вѣчи Трояни,
минула лѣта Ярославля,
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ
крамолу коваше
и стрѣлы по земли сѣяше.
Ступаетъ въ златъ стремень
въ градѣ Тьмутороканѣ.
То же звонъ слыша
давный великый Ярославь,
а сынъ Всеволожь
Владиміръ по вся утра
уши закладаше въ Черниговѣ.


Слово о плъку Игореве,
Игоря сына Святъславля,
внука Ольгова

Посмотрел я на минувших выходных пятый сезон сериала "Игра престолов". Долго собирался, а собравшись, старался смотреть неспешно, растягивая удовольствие на подольше. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается - закончился и сериал.

Вообще, конечно же, экранизация романов Дж. Мартина - это далеко не постановка пьес У. Шекспира на Бродвее, и даже и близко не она. Более того, зрители (и читатели) уже неоднократно отмечали нереалистичность картины созданного писателем мира: в условиях de facto Позднего Средневековья у него существует империя, которую иначе, чем мировая, и не назовёшь, хотя вся логика политических, экономических, логистических и транспортных процессов просто вопиет в полный голос о том, что основным транспортным средством мира - лошадью - такую империю просто нельзя построить, а таки построив её железом и кровью, невозможно удержать в единстве сколь-либо значимое время, не говоря уже о тысячелетиях, заявленных в первоисточнике.


То же самое можно сказать и о внезапном замораживании развития цивилизации вселенной Мартина на технологическом уровне нашего XV ст. Это явное противоречие всем мыслимым (и немыслимым тоже) логическим законам: цивилизация либо развивается, либо деградирует - третьего не дано. "Город жив, пока он строится" (с).

Впрочем, все эти нестыковки и логические ошибки понятны и лично мне никоим образом не мешали наслаждаться зрелищем. Строго говоря, поводов для наслаждения не так уж и много: по большому счёту, говорить можно лишь об интригах. Если же бросить взгляд на персонажей, то тут - увы! - куда ни плюнь, рискуешь попасть или в положительных до рвоты Сансу Старк и Джона Сноу ("Повбивав би!" (с)), или в клинических подонков до кучи ещё и тотально не дружащих с головой типа короля Джоффри, мир праху его!

Хотя всё-таки говорить, что характерных ролей у Мартина нет, что вся эта "Игра престолов" есть собрание картонных персонажей, - это, пожалуй, значит возводить на него напраслину: есть у писателя целая когорта героев, за действиями которых наблюдаешь с наслаждением. Это такие себе блестящие негодяи: Петир Бейлиш, Варис, Тирион Ланнистер, Рамси Болтон, наконец. Когда смотришь на них, то понимаешь, что ради этого стоит жить отчего актёры так любят отрицательных персонажей и на дух не переносят положительных: перефразируя известные слова графа Льва Николаевича, можно сказать, что все положительные герои похожи друг на друга, каждый отрицательный персонаж паскуден по-своему.

Отдельная благодарность дяде Жоре за его беспощадность к врагам Рейха собственным героям! Я, хотя и люблю кинематограф, но что-то совсем уж не могу припомнить такого случая, чтобы сценаристы и режиссёры устраивали тотальный геноцид своих героев. Везде треклятый Happy End! И кто тут совсем недавно гадал о том, переживёт ли Джон Сноу последнюю серию пятого сезона - дескать, как-то он в финальной сцене жизнеутверждающе смотрел в камеру? Шесть или семь колющих ударов в брюшную полость - для любого голливудского (и не только) режиссёра - это тьфу и растереть. Но неужели вы не поняли, что если Дж. Мартин взялся за свой топор, то не успокоится, пока не вырежет всех до седьмого колена? Это, кстати, можно иметь в виду и тем зрителям, кои гадательно относятся к туманно изображённой сцене убийства Станниса Баратеона: пустое на что-то надеяться - помер король Станнис, совсем помер.

В общем, хороший фильм не для семейного просмотра.

Ну а после "Игры престолов" дёрнуло меня посмотреть какой-нибудь исторический фильм о домонгольской Руси. Благо, как раз сейчас читаю книгу А.Ю. Карпова "Владимир Святой". Вроде бы, всё, что сняли во времена оны, уже видел, но, порывшись в Сети, внезапно обнаружил двухсерийную картину "Ярослав Мудрый" 1981-го года.


Положа руку на сердце, друзья мои, еле досмотрел я эту фильму, ибо ничего более нудного, картонного и пафосного за последнее время я не припоминаю: эти речи о Русской земли, сказанные по любому поводу и без повода; какая-то мутная хронология событий; положительные до безобразия Ярослав и его сторонники и, наоборот, ставшие на тёмную сторону Силы все, кто якшался с представителями не титульной нации (в первую очередь, понятное дело, Святополк); печенеги с почему-то вечно то ли татарскими, то ли калмыцкими лицами. В общем, страх! Хотя, как оказалось, это безобразие даже получило в 1982 г. приз на кинофестивале в Таллине!

С одной стороны, такое резюме о фильме почти наверняка навеяно накануне просмотренной "Игрой престолов": эффект, почитай, тот же, что и прыжок в прорубь после баньки, - контраст на лицо. С другой стороны, это даже хорошо, что я посмотрел сперва экранизацию романов Дж. Мартина: при всех её минусах очевидно, как нужно снимать фильмы. Тем более, что XI-ое столетие - это эпоха нашей Игры престолов, причём не фэнтезийной, а вполне реальной и, оттого, более интересной.

Впрочем, чего я сокрушаюсь-то? Всё равно те, кто пишут сценарии и снимают исторические фильмы, будут делать своё дело так, как и раньше, сиречь через задний проход. Увы...
Tags: Русь, Средние века, историческое кино, история, кинематограф, рецензии, фэнтези
Subscribe

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…

promo grid_ua январь 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments