Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

LII. Занимательная филология: об употреблении предлогов "в" и "на"

Сегодня исполняется две недели с момента подписания В.В. Путиным закона о ратификации межгосударственного договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов". Для Кремля, отхватившего у соседнего государства знатный шмат территории, теперь стало делом чести превратить полуостров из хронически дотационного региона в конфетку. И как всякое большое дело, этот проект должен пройти пять основных этапов своего развития: шумиху, неразбериху, поиск виноватых, наказание невиновных и награждение непричастных.

В последние две недели мы имели возможность лицезреть бурную деятельность, которую развернула Москва в Крыму. Кто только не побывал за это время на полуострове: председатель правительства России Д.А. Медведев, министр обороны С.К. Шойгу, глава Федеральной таможенной службы А.Ю. Бельянинов, и ещё многие, многие другие чины далеко не последнего ранга. Проще, пожалуй, назвать тех чиновников, которые до Крыма так и не доехали. Скажем, С.В. Лавров. Впрочем, ему тут явно делать было нечего.

Справедливости ради нужно заметить, что активную деятельность по интеграции полуострова в состав Российской Федерации Кремль развернул не после 21-го марта, а раньше, причём много раньше: ещё до референдума в Крыму тут и там появлялись делегации различных служб и ведомств России, которые проводили разъяснительную работу среди местного чиновничества, встречались с первыми руководителями крупных предприятий и депутатами городских советов.

Как бы то ни было, а нескончаемые визиты, заседания и совещания вылились в ряд достаточно серьёзных обещаний и конкретных шагов (выделение из федерального бюджета дотации размером в 13,1 млрд. руб. и поддержки из бюджета Краснодарского края на сумму в 15 млрд. руб., повышение пенсий и заработных плат работников бюджетной сферы до середины текущего года, создание свободной экономической зоны, пакет законов об особенностях функционирования финансовой системы полуострова в переходный период), а также в формирование какого-никакого, но плана действий.

Как отдельный триумф, средства массовой информации подали русскоязычному телезрителю начавшуюся 24-го марта в Крыму выплату пенсий в рублях, причём пересчёт их проводился по явно льготному курсу (UAH/RUR 0,263 против курса Центрального банка России на 18-ое марта UAH/RUR 0,265 и курса на Межбанковском валютном рынке Украины на ту же дату UAH/RUR 0,321/0,324!).

Пожалуй, апофеозом всего этого бурления стало выступление Д.А. Медведева на выездном заседании правительства России в Симферополе 31-го марта:


Всё это обильно приправляется пикантным соусом российской пропаганды: у неподготовленного телезрителя, который слабо представляет, где тот Крым располагается, создаётся впечатление, что без малого четверть века нахождения полуострова в составе независимой Украины киевские власти не только не развивали хозяйство Крыма, но проводили сознательную политику по уничтожению всего, что там работало на момент получения в 1991-ом году независимости. Одним словом, контраст налицо: ушли временщики, пришли хозяева.

Но это, как вы понимаете, дорогие друзья, лубок. И мне кажется, для россиян (не этих, "новоприбывших", а тех, "старослужащих") было бы интересно взглянуть на реальное положение, в котором оказалась сегодня экономика Крыма, вследствие начала "Перестройки № 2".

Итак, начнём, пожалуй, с главного - с транспорта: всё-таки пути сообщения - это жилы экономики, по которым течёт её кровь - грузо- и пассажиропотоки. Я уже стращал читателей своего блога всеми казнями египетскими, но, слава Богу, апокалипсис не приключился. Тем не менее, на сегодняшний день работа крымских транспортников находится на грани остановки.

Сложные отношения с Украиной привели к тому, что периодически, используя т.н. "телефонное право", вагоны назначением в Крым останавливаются, переадресовываются, а планы формирования составов отменяются. Вчера Украинский транспортно-логистический центр (подразделение ГАЖТУ "Укрзалізниця", осуществляющее централизованное управление вагонным парком всех государственных предприятий Украины) запретил подачу на полуостров порожних вагонов. Учитывая то, что собственного подвижного состава у Крыма нет, этот шаг означает автоматическое замораживание железнодорожных перевозок, как минимум, на две недели.

Ситуация обостряется тем, что запрет УТЛЦ срезонировал, наложившись на реорганизацию Крымской дирекции железнодорожных перевозок Приднепровской железной дороги: как известно, 26-го марта с.г. Государственный Совет Республики Крым национализировал ряд предприятий, находящихся на полуострове, среди которых было и железнодорожное хозяйство, тогда же реорганизованное в ГП "Крымская железная дорога". Таким образом, в ближайшие дни о всяческих железнодорожных перевозках можно забыть: новоиспечённому предприятию предстоит перезаключить договора со всеми крымскими клиентами, те в свою очередь должны будут оформить договорные отношения с российскими операторами рынка подвижного состава. К тому же, остаётся открытым вопрос использования украинской электронной базы железнодорожных перевозок: пока она работает в Крыму, но всё ещё не ясно, как отправлять вагоны через Керченский пролив, т.к. план формирования грузоперевозок на это направление отсутствует как таковой!

Не лучше выглядит ситуация и с автомобильными перевозками: хотя, в отличие от железнодорожного транспорта, никто не препятствует постановке автомашин в Крым на погрузку, в дело вступает "сарафанное радио". Последние две недели продукцию с полуострова на Большую Землю можно было отправить только украинскими машинами, готовыми взять обратный груз. Крымские перевозчики, как правило, заняли выжидательную позицию: сперва ждали принятия закона о статусе временно оккупированной территории и закрытия выходов из Крыма на Перекопе и Чонгаре, намеченном то ли на 28-ое, то ли на 30-ое марта. Затем их сдерживала информация (на уровне - "мой хороший знакомый рассказал, что произошло с его другом, тоже перевозчиком") о том, какие палки в колёса вставляет крымским автомобилистам на территории Херсонской области украинская сторона.

Портовики Крыма переживают сложные времена ещё с середины минувшего года: тогда, начав процесс приватизации портов, правительство Украины, по сути, парализовало их работу. Выход же полуострова из состава Украины, как я уже писал, не только не улучшил ситуацию, а практически поставил порты на колени. Выступая в пятницу, 28-го марта, на совещании в ГП "Крымская железная дорога", заместитель министра транспорта России А.С. Цыденов, утешил крымских портовиков намерениями правительства переориентировать часть грузопотоков, идущих на Новороссийский порт, в Крым.

Впрочем, такая новость не должна никого успокаивать: сразу после подписания президентом Российской Федерации исторического во всех отношениях закона Минтранс разослал по всем железным дорогам страны телеграмму, предписывающую все грузы, идущие в Крым, направлять только через Керченскую паромную переправу, в том числе те грузы, которые ранее шли транзитом через территорию Украины. Учитывая ограниченность мощностей переправы (а это 150 - 200 вагонов в сутки, т.е. не более 3,8 - 5,0 млн. тонн в год), портовикам сложно на что-то надеяться: в лучшем случае россиянам удастся загрузить Керченский и Феодосийский морские торговые порты, первый - грузами, идущими через пролив, второй - наливными грузами, поставляемыми морем. Как бы то ни было, об использовании портов для перевалки грузов на экспорт придётся забыть.

Наконец, авиатранспорт. Хотя его роль в перевозках полуострова минимальна (в 2012 г. на его долю пришлось 0,006% отправленных грузов и 0,037% перевезённых пассажиров), но, похоже, и на нём пора ставить большой и жирный крест. Если накануне референдума наиболее проницательные люди предупреждали о возможности остановки авиасообщения с Крымом, то третьего дня Европейская организация по безопасности аэронавтики запретила полёты в Крым. Круг замкнулся!

Ещё одной проблемой вселенского масштаба для Крыма является возможность осуществления внешнеэкономической деятельности как таковая. Экономика полуострова достаточно сильно интегрирована в мировую: так, доля оборота внешней торговли Крыма в валовом региональном продукте в минувшее десятилетие колебалась на уровне 25% - 50%, а внешний спрос на продукцию крымских предприятий (20% - 25% стоимости валового регионального продукта) являлся мощным стимулом экономического роста.

роль внешней торговли в экономики Крыма

Роль внешней торговли в экономике Крыма

Тем не менее, начатый сразу после референдума процесс интеграции полуострова в правовое поле Российской Федерации, перестройка таможенных и налоговых органов вылились практически в полную остановку какой-либо внешнеэкономической деятельности. И если проблемы с транспортным сообщением ещё как-то можно списать на нежелание украинских властей признавать новый статус Крыма, то ситуация вокруг организации экспортно-импортных операций - это целиком "заслуга" Москвы.

Впрочем, давайте - по порядку.

Пожалуй, единственным жестом недоброй воли Киева в данной сфере стало отключение полуострова 19-го марта от таможенной базы данных. Пока таможенники судили-рядили, как быть дальше: то ли пытаться выпускать грузы по бумажным копиям грузовых таможенных деклараций украинского образца, то ли переходить на российское таможенное законодательство (хотя, лично у меня создалось впечатление, что "верхи" Крымской таможни просто выжидали реакцию Киева: оно и понятно - в деле предательства Родины нет мелочей, главное - правильно выбрать победителя!), В.В. Путин подписал исторический закон, а С.В. Аксёнов - распоряжение о создании Крымской таможни. Крым наводнили всевозможные делегации, в том числе и делегация Федеральной таможенной службы. В ходе продолжительных совещаний "аборигенам" сообщили, что отныне об украинских грузовых таможенных декларациях можно забыть: все таможенные операции будут осуществляться только в рамках правового поля России.

Одновременно с этим на северных выходах из Крыма были созданы таможенные посты: в Перекопе и Чонгаре, таможенный же пост в порту "Крым" (Керченская паромная переправа) был закрыт ещё накануне референдума.

таможенные посты Крыма

Таможенные посты на выходе с Крымского полуострова

Таким образом, предприятия Крыма попали в двусмысленное положение.

С одной стороны, им дали зелёный свет для отправки грузов в регионы России и страны Таможенного союза через Керченский пролив без выполнения каких-либо таможенных формальностей. Тут за крымчан можно только порадоваться: ведь стоимость торговли с Россией, Белоруссией и Казахстаном составляет третью часть всего внешнеторгового оборота полуострова, и эта торговля теперь может осуществляться без таможенных препон.

таблица

Структура внешней торговли Крыма в 2013 г.

Правда, тут есть одно существенное "но". На сегодняшний день предприятия, действующие на полуострове, зарегистрированы, как резиденты Украины. Соответственно, отправляя грузы за рубеж, они имеют полное право на нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Однако, как предприятия, осуществляющие межрегиональные продажи товаров в пределах Российской Федерации, они должны накручивать на стоимость всей поставляемой в Россию продукции НДС по ставке 18%. Вот такая вот закавыка: российский рынок для нас открыт, но при этом поставки товаров на него можно осуществлять только на свой страх и риск!

С другой стороны, открыв для крымских производителей свои границы, Москва потребовала таможенное оформление поставок в третьи страны осуществлять в рамках российского законодательства. Требование справедливое, но сегодня невыполнимое: к нему не готова, ни Крымская таможня, ни крымские предприятия. Таможня, начиная с 1-го апреля, приступила к подготовке своих кадров к работе по российскому таможенному законодательству: процесс этот долгий - он обещает занять ближайшие три недели. Предприятиям же для осуществления внешнеэкономической деятельности предстоит перерегистрироваться и получить статус резидента Российской Федерации. Правда и с этим не всё слава Богу: механизм перерегистрации на полуострове ещё не отработан, его ещё предстоит запустить, и сделать это можно будет после принятия Государственным Советом Республики Крым новой конституции, которое ожидается в конце следующей недели!

Впрочем, получение статуса резидента России снимает одни проблемы и тут же создаёт другие: таможенные посты в Перекопе и Чонгаре, которые сейчас, по сути, не функционируют, после перерегистрации предприятий сразу вступают в действие. Т.е. перерегистрация предприятия автоматически придаёт его сношениям с Украиной статус внешнеэкономической сделки со всеми вытекающими последствиями: необходимость таможенного оформления грузов, удорожание продукции, закрытие таможенными пошлинами украинского рынка для некоторых видов продукции.

Результатом всех перечисленных проблем является падение деловой активности на полуострове. Некоторые компании останавливают свою производственную деятельность: так, вчера руководство сети ресторанов "McDonalds" в Украине, сославшись на проблемы производственного характера, сообщило о временной приостановке деятельности своих филиалов в Симферополе, Севастополе и Ялте.

К чему всё это может привести? Самое время сделать прогноз.

В 2013-ом году крымские промышленники отработали с небольшим ростом (+ 0,8%), причём в роли его локомотива выступили предприятия добывающей промышленности (+ 23,7% по сравнению с 2012 г.). Перерабатывающая промышленность, наоборот, сократила объёмы производства: стоимость выпущенной ею продукции уменьшилась на 2,7%.

Новый, 2014-ый, год крымские предприятия открыли ростом производства: в январе индекс промышленной продукции составил 112,7% к аналогичному периоду 2013 г. При этом рост демонстрировали как предприятия добывающей сферы (+ 34,9%), так и предприятия перерабатывающей промышленности (+ 9,5%). В феврале с.г. рост продолжился, хотя и наметилось его замедление: 106,6% в сравнении с февралём 2013 г. и 109,3% за январь - февраль к аналогичному периоду 2013 г. Снова предприятия добывающей промышленности выступили в роли локомотива роста промышленного производства: + 30,3% против + 0,2% у перерабатывающей промышленности.

Исходя из сказанного, можно предположить, что политические события марта месяца обернутся рецессией для крымской промышленности в марте (ноль или, возможно, небольшой плюс, до 1%, в целом по промышленности и падение объёмов производства по предприятиям перерабатывающих отраслей) и значительным спадом в апреле - мае (как в добывающей, так и в перерабатывающей промышленности, не менее, чем на четверть!).

В общем, как любит говорить один мой хороший знакомый: "Из цензурных выражений у меня на языке вертятся только два - "в" и "на"!"

Вот такие пироги...
Tags: XXI столетие, Крым, Россия, экономика
Subscribe

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…

  • ЧУТЬ-ЧУТЬ ФАНТАЗИИ И – ВУАЛЯ!..

    Всё-таки серость и убогость вокруг не способствуют поднятию настроения, так сказать, внутри себя. Взять хотя бы такую довольно мерзкую категорию…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…

  • ЧУТЬ-ЧУТЬ ФАНТАЗИИ И – ВУАЛЯ!..

    Всё-таки серость и убогость вокруг не способствуют поднятию настроения, так сказать, внутри себя. Взять хотя бы такую довольно мерзкую категорию…