Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CLXXXII. Город и его имена (II)

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты - чарователь неустанный,
Ты - неслабеющий магнит.
Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, - ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода...


Брюсов В. Городу, 1907 г.

Итак, продолжим пересказывать увлекательную историю с именами милой моему сердцу Керчи. В минувший раз мы остановили наш стремительный бег в середине I тыс. от Р.Х.

В середине VII-го века в истории города наступает новый этап: он вместе со всем степным Крымом оказывается включённым в состав Хазарского государства. Несмотря на то, что в середине следующего столетия государственной религией Хазарии становится иудаизм, Боспорская епархия, центром которой являлся Боспор, продолжает функционировать: хазары вообще отличались большой веротерпимостью. И хотя этот сюжет не связан напрямую с моим рассказом, благодаря нему до нас дойдут ряд письменных и архитектурных памятников о Керчи, о чём будет рассказано в своё время.


Хазарская экспансия VII - IX ст.

Впрочем, я снова отвлёкся. Как бы то ни было, с подпадание города под руку хазарского кагана приводит к очередной смене его названия. Теперь оно звучит, как Карша или Чарша, и переводится с тюркского, как "рынок".

Об этом известно в частности из интересного исторического источника - т.н. еврейско-хазарской переписки. Во второй половине Х ст. между государственным деятелем Кордовского халифата Хасдаем ибн Шафрутом (по-еврейски, - а он был евреем, как и многие сановники халифа Абд ар-Рахмана III, - его имя звучало как бар Исаак бар Шафрут) и хазарским беком Иосифом произошёл обмен несколькими письмами. Инициатором переписки выступил Хасдай, который, кроме всего прочего, в своём послании интересовался у кагана об устройстве Хазарии, о землях, которые она занимает и т.п.

В ответном письме (в его т.н. пространной редакции) Иосиф следующим образом описал подвластные ему западные земли: "... С западной стороны - Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц, Суграй, Алус, Л-м-б-т, Б-р-т-нит, Алубиха, Кут, Манк-т, Бурк, Ал-ма, Г-рузи. Эти (местности) расположены на берегу моря Кустандины, к западной (его) стороне..." [1]. Здесь этот самый "К-р-ц" традиционно транскрибируется, как Карша или Чарша, что связано специфическим написанием слов у евреев (отсутствие гласных букв).

Чуть ранее этого времени персидский энциклопедист Ибн Русте, живший в первой половине Х-го ст., описывая жизнь разных народов в своём труде "Книга драгоценных ожерелий", живописуя мадьяр в частности указывал следующее: "... Воюя со славянами и добывши от них пленников, отводя они этих пленников берегом моря к одной из пристаней Румской земли, который зовётся Карх..." [2]. С идентификацией Карха существуют некоторые трудности, вызванные дефицитом сведений, которые могли бы помочь локализовать его расположение. По этой причине высказывалась масса взаимоисключающих версий. Однако, полагаю, некое сходство в написании названия города с хазарским К-р-ц в дополнение к его географическому положению даёт достаточно веские основания для предположения о том, что Ибн Русте живописует именно Каршу.

Проходит ещё немного - каких-то два века (ну, что они на фоне вечности?!) - и Хазарская империя рушится под ударами варяжско-славянского войска киевского князя Святослава Игоревича. Пройдя мечом и огнём по владениям кагана, русь добралась и до Боспора Киммерийского: именно со второй половины X в. в отечественной историографии принято вести начало Тмутараканского княжества, раскинувшегося по обе стороны пролива.

Славяне и дали городу новое название - Корчев (Кърчевъ). И хотя порой доводится встречать совсем уж экзотические этимологии этого имени (например, "горлышко бутылки", привязывающее, очевидно, название города к его уникальному географическому расположению [3]), пожалуй, с уверенностью можно сказать, что его происхождение связано с богатейшим железорудным месторождением, расположенным на южных окраинах города и известным с глубокой древности: если мы откроем первый том "Материалов для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" И.И. Срезневского, то узнаем, что корень названия - слово "кърчи", "кръчи", "корчи" или "кърчии" - переводится на современный русский язык, как "кузнец" [4]. Стало быть, Корчев - это город кузнецов, Кузнецк.

Кузнецы Древней Руси

Существует определённое искушение увязать появление славянского названия города не с крушением власти Хазарского каганата над степным Крымом и не с появлением на берегах пролива киевских дружин, а с более ранними событиями: всё-таки, хотя земли Прикубанья и Керченского полуострова вошли в состав Руси только в X-ом столетии, славяне проживали здесь задолго до прихода Святослава: именно эти территории иногда локализуют с ареалом обитания племенного союза антов.

В какой-то степени подтверждением сказанного должно является и то, что славянское название города появилось за несколько веков до краха власти кагана. Так, в дошедшем до нас русском переводе "Жития Стефана Сурожского", в сюжете, посвящённом крещению князя Бравлина, впервые появляется славянское имя Керчи: "По смерти же святаго мало лђтъ миноу, прiиде рать велика роусскаа изъ Новаграда князь Бравлинъ силенъ зђло, плђни отъ Корсоуня и до Корча, съ многою силою прiиде к Соурожу, за 10 дьнiй бишася злђ межоу себе. И по 10 дьнiй вниде Бравлинъ, силою изломивъ желђзнаа врата, и вниде въ градъ, и земъ мечь свой. И вниде въ церковь въ святую Софiю, и разбивъ двери и вниде идђже гробъ святаго, а на гробђ царьское одђало и жемчюгь, и злато, и камень драгый, и кандила злата, и съсудовъ златыхъ много, все пограбиша. И в томъ часђ разболђся, обратися лице его назадъ, и лежа пђны точаше, възпи глаголя: ”Великъ человђкъ свять есть, иже зде, и оудари мя по лицу, и обратися лице мое назадъ”. И рече князь боляромъ своимъ: ”Обратите все назадъ, что есте взяли”. Они же възвратиша все, и хотђша и князя пояти оттуду. Князь же възпи, глаголя: ”Не дђите мене да лежу, изламати бо мя хощетъ единъ старъ святъ моужь, притисну мя, и душа ми изити хощетъ”. И рече имъ: ”Скоро выженђте рать изъ града сего, да не възметь ничтоже рать”. И излђзе изъ града, и еще не въстаняше, дондеже пакы рече князь боляромъ: ”Сiи възвратите все, елико пограбихомъ священныя съсоуды церковныя и Корсоуни и в Керчи и вездђ. И принесите сђмо все, и положите на rpoбђ Стефановђ”. Они же възвратиша все, и ничтоже себђ на оставиша, но все принесоша и положиша при гробђ святаго Стефана. И пакы въ ужасђ, рече святый Стефанъ къ князю: ”Аще не крестишися въ церкви моей, не възвратишися и не изыдеши отсюдоу”. И възпи князь глаголя: ”Да прiидоуть попове и крестят мя, аще въстану и лице мое обратится, крещуся”. I прiидоша попове, и Филаретъ архiепископъ, и молитву сътвориша надъ княземъ. И крестиша его въ имя Отца и Сына и Святаго Духа. И обратися лице его пакы. Крестиша же ся и боляре вси, но еще шiа его боляше. Попове же рекоша князю: ”Обђщайся Богоу, елико отъ Корсуня до Корча что еси взялъ плђнникы моужи и жены и дђти, повели възвратити вся”. Тогда князь повелђ всђмъ своимъ вся отпустиша кождо въ своясiи. За недђлю же не изиде изъ церкви, донелиже даръ даде великъ святомоу Стефану, и градъ, и люди, и поповъ почтивъ отъиде. И то слышавше инiи ратнiи и не смђаху наити, аще ли кто наидяше, то посрамленъ отхождааше".


Святой Стефан Сурожский [около 700 г. - после 787 г.]

Однако византийская редакция "Жития Стефана Сурожского", выполненная на греческом языке, не знает славянского названия Керчи, повсеместно именуя её Боспором, в то время как перевод т.н. пространной редакции источника на русский язык с включением в него имени "Корчев" впервые был осуществлён в XVI ст. учёным кружком митрополита Макария!

Поэтому хронологически первым документально подтверждённым упоминанием Корчева является знаменитый Тмутараканский камень:


Тмутараканский камень. Найден на Таманском полуострове в 1792 г.
капитаном генерал-майорского ранга П.В. Пустошиным

Текст надписи, выбитой на камне, говорит дословно о следующем: "В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен". Речь в ней идёт об измерении князем Глебом Святославичем расстояния между двумя крупными центрами княжества. Причём, как принято считать, в качестве ориентира в Корчеве, до которого вели это измерение, служила церковь Иоанна Предтечи, воздвигнутая здесь ещё в хазарский период истории города:


Церковь Иоанна Предтечи - едва ли не старейший сохранившийся до наших дней
храм Северного Причерноморья

Буквально через несколько лет после осуществления данного мероприятия отец Глеба Святослав Ярославич умирает вследствие неудачной хирургической операции, а ещё через два года начинается т.н. война изгоев, одним из следствием которой становится утрата Киевом власти над Тмутараканью: княжество в несколько этапов переходит под власть Византийской империи.

Но об этом я расскажу в следующий раз...

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка.

[2] Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али-Ахмеда-бен Омара-Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века по рукописи Британского музея. - СП(б), 1869.

[3] Grinevetsky S.R., Zonn I.S., Zhiltsov S.S., Kosarev A.N., Kostianoy A.G. The Black Sea Encyclopedia. - Heidelberg: "Springer - Verlag Berlin Heidelberg", 2015. - p. 405.

[4] Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. В 3-х тт. Том I: А - К. - СП(б): "Типография Императорской Академии Наук", 1893. - с. 1412.
Tags: Керчь, Крым, Средние века, история, разное
Subscribe

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…