Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CLXXV. Киноафиша

"... Вы должны твёрдо помнить, что из всех
искусств для нас важнейшим является кино."


В.И. Ленин - А.В. Луначарскому,
февраль 1922 г.

Порой меня принимают за сторонника левой идеологии. Иногда даже за марксиста. Но это не так. Нет, безусловно, в юные годы я испытывал определённые симпатии к марксизму, но всё это было давно и неправда. Пожалуй, вслед за героем известного детского художественного фильма, который на вопрос "А ты стихи пишешь?" пренебрежительно бросил "В молодости писал", и я мог бы так же отмахнуться.

В общем, не был, не состоял. Да и наблюдательный читатель, раз заглянув в этот журнал и прочитав внимательно пару-тройку заметок, безошибочно скажет, указуя на автора: "Украинский буржуазный националист". Скажет и будет прав, ибо я полагаю, что, симпатизируя тому или иному течению, мы в первую очередь должны быть честными перед самими собой: какой, в пень, социалист и уж, не дай-то Боже, коммунист, ежели ты любишь вкусно поесть, выпить и бросить весь мир к ногам своей любимой женщины?!

Тем не менее, ко многим фигурам (и даже фигурантам!) левого движения прошлого, каюсь, питаю слабость.

Скажем, Владимиру Ильичу Ульянову, известному также под псевдонимами Старик, Владимир Ильин, Константинов, Якоб Рихтер и т.д. и т.п., ставившему на своих работах имя Н. Ленина, но в историю вошедшему по какой-то нелепой случайности, как Владимир Ильич Ленин, я обязан тем, что с младых ногтей безошибочно научился отличать правую сторону от левой. Нет, друзья мои, вы меня не так поняли: я в данном случае говорю не о левой оппозиции и правых уклонистах, а о банальном "сено - солома". И вообще, положа руку на сердце, Ильич мне симпатичен ещё и тем, что это единственный политик, говоря о котором, я могу, не погрешив против истины, заявить, что-де в гробу я его видал! А это, согласитесь, в нашей жизни дорогого стоит.

Другой известный социалист - Лев Давидович Бронштейн, a.k.a. Троцкий, увлекает, в отличие от В.И. Ленина, своей оригинальностью: у кого - кого, а уж у него-то вы вряд ли найдёте "выдающиеся труды" (с), на поверку оказывающиеся рефератами современных работ иностранных авторов. Золотое перо, великолепный оратор, талантливый организатор и... еврей! Уж и не знаю почему, но в последнее время что-то мне интересны стали и симпатичны многие политические деятели и коммерсанты из колена Израилева. Хотя сам - ни-ни (пишу это на всякий случай!).

Ещё один лидер левого движения - Иосиф Виссарионович Джугашвили. Безбашенный кавказец, мужик крутого нрава и несгибаемой воли. Интересно, сам он псевдоним придумал или кто подсказал? Во всяком случае, в отличие от Ильича и Давидыча, у Виссарионыча с прилеганием псевдонима не просто всё хорошо, а даже отлично. Как будто по нему костюмчик шили. Как бы то ни было, но этот кавказец без тормозов, судя по всему, оказался едва ли не единственным действительно русским правителем у кормила Государства Российского.


В общем, хотя я и не социалист, но вынужден признать: интересных, харизматичных персонажей среди этого движения, как грязи. И всё же есть там одна персона, которая выделяется на голову, да что там на голову! На целый корпус! Это Карл Генрих Маркс. Интересный дядька, да.

Зело симпатичен мне, посему стараюсь не пропускать книг о нём, кои выходят на русском языке. Порой приходится сожалеть, что родился я на пяток годков позже, чем надо: застань я начало 1990-х гг. в сознательном возрасте, непременно подтолкнул бы заведующую нашей районной библиотеки на должностное преступление, уговорив её продать мне собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. А так приходится читать труды классика в электронном виде.

Но шутки шутками, а эту заметку я затеял не ради вырывания волосьев из своего темени.

Давеча узнал, что, оказывается, в 60-е гг. ХХ ст. в Советском Союзе был снят двухсерийный фильм об основоположниках марксизма, а узнав, естественно, решил посмотреть. Фильм называется "Год как жизнь" и рассказывает о небольшом периоде жизни К. Маркса и Ф Энгельса.


"Год как жизнь", 1965 г.

По сути, весь сюжет разворачивается вокруг революционных событий 1848 - 1849 гг. Из несомненных плюсов картины я бы выделил то, что:

1) это единственный фильм, снятый в СССР о К. Марксе и Ф. Энгельсе. Да, друзья мои, вы не ослышались: за без малого 70 лет существования Советского Союза - страны, в которой всё в той или иной мере крутилось вокруг марксизма, в ней был снят собственными силами один-единственный фильм, посвящённый биографиям основоположников господствующей идеологии!

Это вообще нонсенс! Образ Ленина тиражировался кинематографом и театром сотни раз, причём делалось это и по поводу и без оного. Сталин до выноса его тела из Мавзолея тоже постоянно мелькал на киноэкранах страны, а после развенчания культа личности, хотя мельканий этих и стало поменьше, но они никуда не исчезли, отнюдь: фильмы-то о Великой Отечественной войне как снимали, так и продолжали снимать. И только К. Маркс и Ф. Энгельс были обойдены "величайшим из искусств" (с). Были, правда, совместные работы, но на то они и совместные, что честь от их создания нужно делить, как минимум, на двое.

2) роли классиков марксизма исполнили такие прекрасные актёры, как Игорь Кваша и ... Андрей Миронов! Нет, ну Кваша в роли Мавра - это ещё куда ни шло, но Миронов - Энгельс?! Геша Козодоев корпит над рукописью "Манифеста коммунистической партии"?! М-да уж... Хотя, знаете, в целом у него неплохо получилось. Как-то вжился Андрей Миронов в роль, что ли: того и гляди - на броневик с речью полезет. Впрочем, до метаморфозы Олега Табакова (бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг => кот Матроскин) ему далеко.

Пожалуй, это и все плюсы. Дальше - одни минусы.

Во-первых, это пафос. Но от него никуда не денешься: всё-таки персонажи практически были канонизированы в Советском Союзе. Так что, это неустранимый недостаток, и его можно не учитывать.

Во-вторых, скомканность сюжета. Хотя при желании и её можно объявить объективным минусом картины: практически все исторические картины 1960-х гг. страдали такой вот скомканностью изложения, когда стремительно меняющийся сюжет служил скорее фоном картины, чем его путеводной звездой, как нынче. За примерами особо и ходить не надо: посмотрите, например, "Горбуна" (1959 г.) с Жаном Маре и поздний фильм на тот же самый сюжет - "К бою!" (1997 г.): налицо более тщательная проработка сюжетных линий в картине 1997-го года.

В-третьих, музыкальное сопровождение фильма. Ну, тут даже такой оптимист, как я, ничего не может поделать и лёгким росчерком пера превратить минус в изящный плюс: музыка в фильме - это действительно ужас. Скажите, друзья мои, вы "Полёт валькирий" Рихарда Вагнера помните? Величественная, пафосная музыка, дикая энергия, девятый вал эмоций! Вот всё то же самое - в фильме "Год как жизнь", но только без эмоциональности, без величия, без невероятной энергетики. Шум, гам, тарарам. В общем, сплошная какофония.

Вывод (а в этом месте, видимо, пора подбить хоть какой-то да баланс) следующий: фильм - строго для лиц, интересующихся персонажем (не эпохой, ибо там ею и не пахнет!), и для поклонников творчества Андрея Миронова.

И коль скоро я заговорил о Карле Марксе и кинематографе, то грех будет не упомянуть о другой, совместной, картине, снятой советскими и германскими кинематографистами. Это семисерийный сериал "Карл Маркс. Молодые годы".


"Карл Маркс. Молодые годы", 1979 г.

Фильм, как это следует из названия, рассказывает о становлении Маркса и охватывает период с 1835 г. по 1848 г. и являет разительное отличие от картины "Год как жизнь": размеренный, но не затянутый рассказ, минимум пафоса, внимание к эпохе - в нём сложно найти какие-то недостатки, кроме, безусловно, того, что это агиографический фильм, что само по себе - большой минус.

В общем, беру на себя смелость дать вам совет, дорогие читатели: если вам интересна личность Карла Маркса, то этот фильм, безусловно, заслуживает того, чтобы быть просмотренным. Лично я с удовольствием посмотрел его.

Наконец, интересующимся биографией основоположника марксизма всенепременно следует посмотреть советско-немецкий мультипликационный фильм о друге, соратнике и в какой-то степени alter ego выдающегося философа - "Юноша Фридрих Энгельс: Портрет в письмах".


"Юноша Фридрих Энгельс: Портрет в письмах", 1970 г.

Эта вещь, созданная по письмам и рисункам молодого Энгельса, хотя местами и излишне пафосна, тем не менее, весьма колоритна. Мне понравилась. Зело советую к просмотру!

P.S. Ко всему прочему существует ещё французский фильм 1993-го года выпуска, дублированный на русский язык, с бульварным названием "Женни Маркс: Жена дьявола". К сожалению, мне посмотреть его не удалось, в связи с чем я пока воздержусь от комментариев.
Tags: XIX столетие, Карл Маркс, историческое кино, история, коммунизм, рецензии
Subscribe

  • ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

    … Они были в чёрных пальто, в чёрных шляпах, низко надвинутых на глаза, – после не опознать. Но они не рассчитали: реакция у дона…

  • ПОДУМАЛОСЬ ТУТ…

    Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие…

  • ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА

    Я люблю рассматривать фотографии Бенито Муссолини. На них, конечно, предстаёт довольно смешной и, порой кажется, недалёкий персонаж, надувающийся…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments