Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CXLIX. Имперское прошлое - имперское будущее?

В прошлой заметке я "имел наглость" назвать сегодняшнюю Россию империей, что вызвало у читателей справедливые вопросы и возражения. Поэтому сегодня давайте предметно рассмотрим данный вопрос. Итак, современная Россия - империя или нет?

Для начала неплохо было бы определиться с терминологией. В отношении империи сделать это не так уж и просто: за последние три тысячи лет империй в мире перебывало великое множество, причём каждая предыдущая существенно отличалась от последующих. Определённую путаницу в вопрос вносит различный подход к терминологии: кому-то достаточно наличие внешних, формальных признаков для того, чтобы подтвердить имперский статус того или иного государства, а для кого-то подавай изучение глубинных, содержательных моментов.

В итоге, мы имеем широкий набор определений: от империи, как государства во главе которого стоит император, до империи, как государство устанавливающее своё господство над населёнными инородцами территориями. В этом смысле трактовка термина, предложенная ryurikov'ым и упирающая на глобальные устремления империи, как мне кажется, ближе к первому, поверхностному подходу.

Так что же такое империя? Из всего многообразия имперских признаков я бы выделил два ключевых, кои присутствовали во всех империях прошлого. Во-первых, любая империя являет собой центр силы, субъект международного права. Грубо говоря, она играет, а не её играют. Во-вторых, империя - это государство, которое не просто имеет экспансионистскую идеологию, но государство, точнее - цивилизационный проект, который стремится переформатировать пространство под себя, свои ценности.

Безусловно, я не питаю иллюзий относительно всеохватности данного определения, но, как говорится, с чего-то надо начинать. Вот и начнём. А для этого обратимся к прошлому России - рассмотрим вкратце, что представляли собой предыдущие имперские реинкарнации Государства Российского.

Первая империя. Существует широко распространённое заблуждение, и мне приходилось даже сталкиваться с ним в этом журнале (в частности, в своё время в нём был замечен genby), что Россия стала империей, благодаря усилиям Петра I. Это не так. В русской истории так же, как и в британской или французской, империй было несколько, и первая из них возникла на Восточно-европейской равнине за две сотни лет до событий начала XVIII ст. Её фундамент был заложен в правление великого князя московского Ивана III Великого в конце XV в., когда Московия вышла из формального подчинения Большой Орды, собрала под своим контролем большую часть княжеств Северо-Восточной Руси и начала свой Drang nach Osten. Сын и приемник Ивана, Василий III, продолжил начинания отца, в первую очередь, в плане движения против Казанского ханства. Впрочем, в деле строительства империи его главной заслугой была формализация имперской идеологии, зачатки которой появились в правление отца.

Речь, как вы догадались, идёт о доктрине "Москва - Третий Рим". Традиционно, её принято рассматривать, как религиозную и, реже, историософскую доктрину. Но, если попытаться приложить оную к московской истории последующих полутора сотен лет, то мы увидим, что данная доктрина по сути является мессианской идеологией и обоснованием имперской политики Москвы. Отныне Великое княжество Московское перенимает на себя роль единственного источника и хранителя православия, и движение России на Восток - это, прежде всего, расширение пространства православной веры. В какой-то степени логика использования данной идеологии подобна строительству в то же самое время испанскими монархами всемирной католической империи.


Символ Первой империи

При этом православная вера выступает не просто неким водоразделом между колонизаторами и колонизируемыми, нет. Она, являясь маркером системы "свой - чужой" [1], выступает и своего рода интеграционным началам, аккумулируя для имперских нужд лучшие кадры из разных народов и выступая, тем самым, своего рода социальным лифтом: для того, чтобы стать "своим" инородцу достаточно принять православие.

Наконец, верхним горизонтом в создании Первой империи становится формальное изменение статуса государства, дата которого известна нам, что называется, до часа, до минуты: 16.I.1547 г. молодой великий князь Московский Иван IV Васильевич венчался в Успенском соборе Московского Кремля на царство. Отныне Россия стала империей и по названию [2].

Создание Второй империи традиционно связывают с именем Петра Великого. Однако, несмотря на импульсивный характер политики этого царя, оная империя возникла не сразу, не одномоментно. Процесс перезагрузки начался в третьей четверти XVII в., и роль индикатора этого процесса сыграло изменение в церковной политике государства, что, в нашем случае, равнозначно изменению идеологического вектора. Так, ещё в первой половине столетия белорусы и украинцы, волею судеб оказавшиеся на территории Московского царства, рассматривались московитами, как эрзац-православные, т.е. в системе координат "свой - чужой" являлись рафинированными чужаками, и для полноценной интеграции в великорусский социум подлежали обязательному крещению по московскому обряду. Однако, спустя каких-то два - три десятилетия, в 1650-х - 1660-х гг., в Московии реализуется Никоновская реформа - печально известный церковный раскол, - которая предполагала приведение православия московского розлива к греческим стандартам!


Герб Санкт-Петербурга,
столицы и символа Второй империи

Этот первый шаг закончился секуляризацией государства, что позволило в конечном итоге более широко использовать технологические достижения Западной Европы и знания и умения наёмных специалистов. Наконец, формальной точкой в процессе перехода к Второй империи стало принятие 2.XI.1721 г. Петром Алексеевичем в Троицком соборе под троекратные крики "Виват!" согласился принять от Сената и святейшего Синода титул "Отца Отечества, Императора и Петра Великого". Тем самым, царь заявил о создании европейской, просвещённой империи.

Впрочем, полного отказа от религиозной доминанты в имперской идеологии не произошло: политическая элита империи продолжала использовать православие и во внутренней, и во внешней политике. В случае с первой вплоть до 1917 г. русская пропагандистская машина строила свою информационную политику, направленную вовнутрь, ориентируясь на чеканную формулу графа С.С. Уварова "Православие, Самодержавие, Народность". С другой стороны, начиная с Екатерины II, на многие десятилетия приоритетным направлением русской внешней политики становятся Балканы, захват Проливов и восстановление на развалинах турецкого Стамбула православной Греческой империи. Как известно, Екатерина Великая под эти цели обеспечила даже кандидатуру нового басилевса Константина.


Один из вариантов Греческого проекта Екатерины II

Наконец, возникновение Третьей империи приходится на грозовые 30-е гг. ХХ ст. Здесь нужно сделать небольшое отступление и пояснить, почему речь идёт именно о 1930-х гг., а не о 1922 г., как годе создания Союза Советских Социалистических Республик, который и является очередной реинкарнацией Русской империи.

Всё дело в том, что конец 10-х - 20-е гг. ХХ в. - это время господства в России большевистской идеологии. Многие люди, к сожалению, не понимают принципиального различия между большевиками и коммунистами, между Лениным и Сталиным, проводя между ними знак равенства в духе известной передовицы 1939 г. - "Сталин - это Ленин сегодня". Именно по данной причине для них эта бессмертная кинофраза носит анекдотический характер:


Меж тем, в любой шутке есть только доля шутки. Большевики - это сторонники Мировой революции. Их символ веры - это Мировая республика, созданная железной поступью пролетарских батальонов. Именно этой идеологической установкой объясняется создание 30.XII.1922 г. СССР в виде союза национальных государств, а не федерации, состоящей из автономных республик.

Коммунисты же являлись проводниками идеи, впервые теоретически обоснованной Н.И. Бухариным, о построении социализма в отдельно взятой стране. Именно её взял на вооружение И.В. Сталин, придя к власти. Именно её планомерно и методично претворяя в жизнь, он ко второй половине 40-х гг. ХХ ст. закончил конструирование империи великороссов. Я уже вкратце отмечал некие поворотные моменты, кои претерпела политика И.В. Сталина в 1940-е гг. (например, здесь и здесь), хотя об этом ещё писать и писать. По факту мы имеем кардинальную ломку идеологии - переход от интернационалистических идеалов к великодержавным. Изменив всю внутреннюю и внешнюю политику, И.В. Сталин позаимствовал у большевиков главное - мессианскую идеологию: отныне и до распада Третьей империи её формальная цель - построение Царства Божьего на земле [3].


Царство Божие на земле - полотно А.И. Столбова "Аллегория", 1930 г.

Итак, бросив взгляд на русский опыт строительства империи, давайте спустимся на грешную землю - вернёмся к современности. Как всё сказанное соотносится с текущей политикой российской политической элиты? Что такое Россия сегодня?

И, вот, тут нас ожидает разочарование, прямо говоря удар обухом по голове. Ну как, скажите, пожалуйста, можно назвать империей насквозь коррумпированное государство с экономикой ресурсного характера, без армии и великой культуры?! Ведь всё то, чем гордится современная Россия - от дипломатических и военных побед, когда, по словам канцлера А.А. Безбородко, "ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела", до великой русской литературы, балета и театра, - всё это сегодня - дела минувших дней!

Ан-нет! При внимательном рассмотрении на свет всплывают интересные нюансы, которые позволяют несколько подкорректировать итоговое мнение.

Во-первых, ресурсная экономика, хотя и не является поводом для гордости, выступает вечным проклятием России. Со времён Ивана Великого до днесь В.В. Путина Россия, как торговый контрагент т.н. Запада, была интересна ему своими природными богатствами. Сперва за рубеж гнали караванами кожи и пеньку, лён и лес, затем к этому перечню присоединилось зерно, со временем ставшее на мировом рынке русским, а после - нефть и газ, уголь и руда. Собственно говоря, вся русская цивилизация, всё колонизационное движение России стало возможным только в рамках построения т.н. периферийной империи [4]. От этого ей в ближайшее время, увы, никуда не деться!

Во-вторых, с начала нового тысячелетия, правящая элита всё настойчивее вводит в оборот новую имперскую идеологию: если в лихие 90-е гг. ХХ в. каждый российский чиновник, согласно Б.Н. Ельцину, должен был начинать свой рабочий день с ответа на вопрос "Что полезного я сделал для Украины?", то уже в 2000-х гг. мы то тут, то там слышим великодержавную риторику, конечной целью которой декларируется построение "Русскаго міра". Благо пространство для построения новой империи имеется: за пределами Российской Федерации в сопредельных странах сегодня проживают миллионы этнических русских и многие миллионы людей, с младых ногтей впитавших русскую культуру. Самый разделённый в мире народ: тут с В.В. Путиным не поспоришь.

Подводя черту под сказанным, хотелось бы надеяться, что читателям стало понятно, почему современную Россию я полагаю за очередную, уже четвёртую по порядку, реинкарнацию Русской империи.

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Здесь нужно отметить, что система "свой - чужой" существовала всегда. Любая цивилизация в своей основе эгоцентрична: она рассматривает себя как центр мироздания, источник культуры, полагая окружающие народы за варваров, серую безликую массу. Это характерно, равно как для древних эллинов, римлян и ханьцев, так и для московитов. Отсюда берёт своё начало ксенофобия.

[2] Строго говоря, слово "Царь" происходит через "Цѣсарь" от латинского "Caesar", от которого берёт своё начало и германское "der Kaiser", т.е. по сути является русской транскрипцией титула "Император". На рубеже раннего Нового Времени этот титул периодически использовался в дипломатической переписке ещё великого князя Московского Ивана III. Впрочем, при необходимости партнёрами Московского государства достаточно легко признавался императорский статус его правителя в европейском понимании. Здесь можно упомянуть в качестве примера послание датского короля Ивану Великому от 1493 г., в котором он обращался к нему, как "Tocius Rutzsie imperatore, magno duce Voldimerie, Muskouie". Но главный прецедент в деле признания императорского достоинства русского государя был создан в 1514 г. Тогда посланник императора Священной Римской империи германской нации Максимилиана I Габсбурга Юрий Шейцен-Памер прибыл в Москву с посланием к великому князю Московскому Василию III, в котором последний именовался титулом "Kauzer". Именно этот случай Иван IV впоследствии использовал в качестве прецедента для утверждения за собой царского титула.

[3] Вообще, я знаю только одну идеологию, которая может наравне соперничать с коммунистической, оставляя далеко позади все остальные имперские информационные конструкты, - американскую. Причины успеха обеих идеологий кроются в их обращении к глубинным чаяниям любого человека, вне зависимости от его цвета кожи, конфессиональной принадлежности и языка общения - на мечтах о создании общества социальной справедливости: будет ли это light-версия в виде демократии в прямом смысле этого слова или полноценный рай на земли - не суть важно.

[4] Как известно, К. Маркс в своих экономических работах дал анализ современного ему капитализма. Причём капитализма камерного, существовавшего лишь в Британии его времени. Уже второе поколение марксистов обратило на это внимание: например, Р. Люксембург в своей работе "Накопление капитала" отмечала, что помимо капиталистических стран ("центр") существуют страны с некапиталистическим укладом ("периферия"), которые являются необходимым элементом существующей экономической системы. Грубо говоря, центр использует периферию в качестве рынка сбыта готовой продукции и источников сырья и дешёвой рабочей силы, тем самым преобразую её, хотя вызванное таким взаимодействием преобразование периферии идёт своим, не похожим на развитие центра, путём: "... капитализм при обмене с окружающей его некапиталистической средой, прежде всего, наталкивается на затруднения, вытекающие из натурального хозяйства, из устойчивых общественных отношений, и на ограниченные потребности как патриархально-крестьянского, так и ремесленного хозяйства. Тут капитал прибегает к "героическим средствам", к методам политического насилия. В самой Европе его первым шагом является революционное преодоление феодального натурального хозяйства. В заокеанских странах порабощение и разрушение традиционных общинных отношений являются первым делом, всемирно-историческим актом рождения капитала, и с этого времени указанные методы выступают в качестве постоянных спутников накопления. Путем разрушения первобытных, натурально-хозяйственных и патриархально-крестьянских отношений этих стран европейский капитал открывает там ворота товарообмену и товарному производству, превращает их жителей в покупателей капиталистических товаров и в то же самое время чрезвычайно сильно ускоряет собственное накопление при помощи прямого массового грабежа природных сокровищ и накопленных богатств порабощенных народов. С начала XIX столетия рука об руку с этими методами идет вывоз накопленного капитала из Европы в некапиталистические страны других частей света, где он на новом поприще, на развалинах туземных форм производства, находит новый круг покупателей своих товаров и, стало быть, дальнейшие возможности для накопления..." [Люксембург Р. Накопление капитала. - М.-Л.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1934. - с. 387].
Tags: XIX столетие, XV столетие, XVI столетие, XVII столетие, XVIII столетие, XX столетие, XXI столетие, Великое княжество Московское, Московское царство, Российская империя, Россия, СССР, идеология, империализм, история, клерикализм, коммунизм, мысли вслух, церковь, шовинизм
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…