Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

CXLII. "Не ту страну назвали Гондурасом" (с)

Для советских людей (а нынче по эстафете поколений - для россиян) было ясно, как Божий день, что в ходе Второй Мировой войны свободный мир, или, по-нашему, страны Антигитлеровской коалиции противостояли странам Оси, которая состояла из трёх главных членов - фашистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии, а также из их сателлитов. Причём эти эпитеты - "фашистский" и "милитаристский" - звучали в любой отечественной работе, посвящённой той войне, и звучали в жёсткой привязке к конкретной стране, что само по себе вызывает недоумение. Почему - попробую сейчас пояснить.

Итак, начнём, пожалуй, с фашистской Италии. Тут, собственно говоря, всё, вроде бы, чинно и благородно: есть государство и есть партия - фашистская партия, которая находится у власти только в этом государстве. Чего же боле?!

Но скажите мне, пожалуйста, дорогие читатели: какой первый образ возникает у вас перед глазами, когда вы слышите слово "фашизм"? Полагаю, я не погрешу против истины, ежели предположу, что в вашем воображении рисуются картины геометрически правильно расположенных рядов длинных дощатых бараков Освенцима или Треблинки с чадящими трубами крематориев на дальнем плане и тряпичная жёлтая звезда Давида, нашитая на полосатые робы узников. Я не прав?


Концентрационный лагерь Дахау

Именно так: расизм и конкретно антисемитизм, а также концентрационные лагеря [1] и лагеря смерти, как проявление государственного террора в его рафинированном виде, - вот наиболее тиражируемые признаки фашизма в нашей историографии.

Всё это было. Было в Германии. А как с этим обстояло дело, собственно, в Италии?

Тут всё очень интересно.

Начнём с того, что итальянские фашисты не питали слабости ни к расовой теории, ни к антисемитизму, как одному из её ответвлений. Б. Муссолини на заре своей государственной деятельности так прямо и назвал эту теорию глупой и идиотской чепухой, а когда некоторые товарищи стали ему намекать и даже говорить прямым текстом, что-де, дуче, неправильно всё это - с евреями дружить нельзя, он поставил на всех этих разговорах большую и жирную точку, заявив: "В Италии не существует еврейского вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления."

Причём это были не пустые слова: в фашистском движении состояло достаточно большое количество евреев, в правительстве Италии были министры-евреи, а в её армии служили офицеры и генералы еврейских кровей. Более того, правительство страны поддерживало тёплые отношения со Всемирной сионистской организацией, а в 1934-ом году даже разрешило итальянским сионистам открыть в Чивитавеккья морскую школу для членов молодёжной сионистской организации "Бетар". В стране были созданы сельскохозяйственные фермы для подготовки еврейской молодёжи из Германии и других стран Западной Европы к поселению в Эрец-Исраэль.


Еврейские общины в Италии первой трети ХХ ст. [2]

В общем, до поры до времени отношения между фашистами и евреями были не то, что бы хорошими, а очень хорошими. Пока не изменилась политическая ситуация. И дуче пришлось корректировать свой политический курс по ходу пьесы: нужно было делать определённые реверансы в адрес нового союзника - национал-социалистической Германии.

Уже в 1937-ом году, после присоединения Италии к Антикоминтерновскому пакту, начинается кампания, направленная против итальянских евреев. Формально правительство к ней не имело никакого отношения, но всего через год, оно определилось со своей позицией: 6.X.1938 г. Большой фашистский совет издал ряд нормативно-правовых актов антисемитского содержания. Отныне итальянские евреи поражались в правах: они увольнялись с государственной службы, лишались прав на имущество, им запрещались браки с "арийцами" (Какие из итальянцев арийцы, хоть убейте, не понимаю! Хуже того - даже фантазии представить голубоглазого белобрысого итальянца, с нордическим спокойствием смотрящего вдаль, у меня, увы, не хватает!) и т.п.

Итак, итальянцы все, как один, становятся расистами и антисемитами. Правда, антисемитизм у них, как и всё, к чему они прикасались, получился опереточный.

7.IX.1938 г. правительство Италии издало запрет на въезд в страну иностранным гражданам еврейского происхождения для получения вида на жительство, а также потребовало от всех итальянских евреев, получивших гражданство после Первой Мировой войны, покинуть страну. Накануне новой мировой войны, в августе 1939 г., евреем из стран Центральной Европы был запрещён въезд в Италию для получения временного вида на жительства, а в мае 1940-го - даже для проезда через Италию в третьи страны.

Одновременно начались чистки государственных учреждений от сотрудников-евреев: из университетов страны уволено 98 профессоров, 5 генералов и адмиралов вооружённых сил Италии отправлены в отставку. Книги еврейских авторов изымались из библиотек, к публикации в прессе не принимаются статьи журналистов-евреев, а театры дают от ворот поворот итальянским драматургам еврейского происхождения.

При всём при этом по личному указанию Б. Муссолини все перечисленные ограничения совершенно не касались евреев-ветеранов Первой Мировой войны, а также членов фашистского движения. Дети, появившиеся на свет в смешанных семьях, не считались евреями, в случае предоставления родителями метрики, удостоверяющей, что ребёнок был крещён до 1938 г.

Как бы то ни было, итальянское правительство стремилось очистить Италию от евреев, заставив последних покинуть страну, а не уничтожить их, о чём и проинформировало Союз еврейских общин Италии (Unione delle Comunita Israelitiche Italiane). Такая политика имела определённые результаты: если по результатам официальной переписи, проведённой 22.VIII.1938 г., в стране проживало 58.412 евреев, то уже на 1.I.1940 г. по сведениям еврейских организаций их насчитывалось 35.156 чел., а на 1.I.1943 г. - 32.802 чел. [3]. Впрочем, после того, как география Второй Мировой войны расширилась, возможностей для въезда итальянских евреев в соседние страны практически не стало. Понимая, чем грозит евреям въезд на подконтрольные Третьему Райху территории, правительство перестало настаивать на их выезде из Италии.

Здесь нужно заметить, что вступление фашистской Италии 10.VII.1940 г. в войну сказалось на судьбе евреев: практически сразу правительство предписало интернировать всех враждебных иностранцев, включая иностранных граждан еврейского происхождения, которые всё ещё пребывали на территории страны. Как бы то ни было, а в условиях начавшейся войны шаг понятный.

Что же собой представляли условия содержания интернированных евреев?


Карта концентрационных лагерей на территории Италии [4]

Всего в период между 1940-ым и 1943-им годами на территории Италии и подконтрольной ей части Хорватии было создано 15 лагерей для интернированных лиц.

Если вы думаете, что речь идёт о монстрах наподобие Майданека или Освенцима, каждый из которых имел десятки отделений и команд по территории всего Райха и оккупированных земель и единовременно вмещал по несколько десятков тысяч узников, то глубоко заблуждаетесь. Из упомянутого количества 2 лагеря вмещали, по крайне мере, по 1.600 человек и 13 лагерей - от 50 до 300 евреев. Кроме лагерей, интернированных евреев довольно часто расселяли компактно в деревнях и небольших местечках, которые изолировали от окружающего мира.

При этом условия содержания отличались от условий в немецких концентрационных лагерях (о лагерях смерти я уж молчу), как небо и земля: из дошедших до нас многочисленных описаний следует, что жизни и здоровью находившихся в лагерях евреям ничего не угрожало, охрана лагерей вела себя по отношению к узникам корректно, а в сами лагеря порой оборудовались всеми удобствами. По некоторым данным, в ряде местечек, кои приняли на себя роль лагерей для интернированных, были даже синагоги.

Другой характерной особенностью антисемитской политики (или, точнее было бы сказать, еврейской политики) фашистской Италии были меры, предпринимаемые по недопущению передачи евреев, оказавшихся к началу войны на территории страны, своему союзнику - Германии. Кроме de facto прекратившегося исполнения ранее законодательно оформленного требования о депортации евреев за пределы Италии, союзнику было отказано в выдаче евреев. Более того, предпринимались меры по вывозу евреев в Италию с территорий, находившихся в итальянской зоне оккупации, а при невозможности осуществления такого вывоза - меры по помещению их в итальянские лагеря для интернированных лиц под охрану итальянских вооружённых сил.

Самое интересное, что меры эти инициировались руководящими органами различных уровней (от министра иностранных дел до шефа карабинеров), причём зачастую не по указке центра, а на свой страх и риск. Центру же оставалось легализовать их задним числом. На таком общем фоне особо выделяется случай генерала Марио Джузеппе Леона Роатты (Mario Giuseppe Leon Roatta): палач словенского и хорватского народов стал спасителем еврейского!!!


Военный преступник и герой генерал Марио Роатта

К сожалению, история евреев Италии закончилась печально: как только пал режим Муссолини и на Апеннинский полуостров были введены части Вермахта, немцы начали претворять расовую теорию в жизнь по-взрослому, отправляя еврейское население в настоящие концентрационные лагеря.

Подбивая черты под сегодняшним рассказом, друзья мои, я не могу не поделиться с вопросом, который мучаем меня во всей этой истории. Вчера мы отпраздновали с вами очередную, 70-ую, годовщину в победе над фашизмом - так, во всяком случае, нам твердили в советские времена, так продолжают говорить нам и сегодня. Но зачем же было называть врага рода человеческого (германский национал-социализм) чужим именем (итальянский фашизм)? К чему бы это?

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Проходя мимо такой знатной темы, не могу не отпустить шпильку ура-патриотам. Долгие годы у советской историографии было принято приписывать авторство идеи создания концентрационных лагерей, а также первенство в её воплощении в жизнь британцам. Чуть позже, уже российские историки сделали открытие, повесив всех собак на американцев, что, в принципе, не суть важно, ибо основной посыл сохранялся: во всех бедах людских виновно племя англосаксов. Мне же интересной показалась мысль польского историка Владислава Конопчинского (Władysław Konopczyński), который приписывает авторство русским, кои создали в конце третьей четверти XVIII ст. первые три лагеря для поляков, участников Барской конфедерации, которые должны были быть препровождены в Сибирь: один - в Варшаве, другой - в Полонном на Правобережной Украине и третий - где-то в Литве (судя по всему, на территории Белоруссии).

[2] Взято в: Jews in Italy under Fascist and Nazi Rule, 1922 - 1945 / Ed. by J.D. Zimmerman. - Cambridge: "Cambridge University Press", 2005. - p. XX.

[3] Sarfatti M. The Jews in Mussolini's Italy: From Equality to Persecution. - Madison: "The University of Wisconsin Press", 2006. - p. 21.

[4] Взято в: Jews in Italy under Fascist and Nazi Rule, 1922 - 1945 / Ed. by J.D. Zimmerman. - Cambridge: "Cambridge University Press", 2005. - p. XXI.
Tags: XX столетие, Вторая Мировая война, Италия, история, фашизм
Subscribe

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…