Когда такие люди в стране в советской есть!"
Маяковский В.В. "Рассказ о Кузнецкстрое
и о людях Кузнецка" (1929 г.)
Позавчера В.В. Путин провёл уже традиционную... э-э-э... даже и не знаю, как это назвать, посему пускай будет - встречу с гражданами России. Как водится, подводил итоги - чего достигли и какие новые угрозы появились, делился планами и отвечал на вопросы народа. В общем, было интересно (без дураков, хотя многие блоггеры потом и писали, что-де всё то же самое, что и в минувшем году, но без прошлогоднего эмоционального подъёма). Впрочем, если вы думаете, что я буду анализировать это выступление, то заблуждаетесь: не сейчас, возможно - потом. Сегодня я бы тоже хотел подвести черту под истекшим годом, годом пребывания Крымского полуострова в составе Российской Федерации.
Высказаться я бы хотел по экономике Крыма: как ни крути, а народное хозяйство - это краеугольный камень нашей с вами жизни. Работают предприятия - и жизнь вокруг бурлит, шкварчит и бьёт ключом. Остановились, замерли заводы и фабрики - и всё! Тут же на поверхность всплывает масса проблем, которых то ли не было прежде, то ли, что вероятнее, были, но за общей суетой и бурной деятельностью никто на них особо не обращал внимания.
Одним словом - экономические результаты годичного пребывания Крыма в составе России. А если ещё точнее, то состояние промышленного производства. Вы спросите: почему индустрия, а не, скажем, сельское хозяйство или вообще курортный бизнес? Крым-то - это бывшая всесоюзная здравница! Это - да, согласен.

Но, во-первых, Крым - это всё-таки не какая-то Турция или Египет. Сюда, чтобы вывести рекреационное хозяйство полуострова на должный уровень развития, нужно вкладывать и вкладывать деньги, очень большие деньги. Причём делать это нужно регулярно и, что не менее важно, в рамках единой программы. То же, что сейчас представляет эта отрасль на полуострове, иначе, чем броуновским движением и не назовёшь: правительство, в общем-то, на всё давно плевало с Эйфёлевого столпа, ему не до того; частник же героически пытается всё вытянуть на своём горбу, но получается не очень - не современный рынок, а какой-то восточный базар.
Во-вторых, Крым - это и близко не Нидерланды или Новая Зеландия. Он за счёт сельского хозяйства не протянет. По многим причинам. Но прежде всего, из-за того, что у них там в их Европах и заграницах сельское хозяйство давным-давно стало
а) отраслью высокотехнологичной, чуть ли не как какая-то отправка грузов в космических дирижаблях на орбиту Юпитера, в то время как в наших Палестинах сельское хозяйство продолжает оставаться именно земледелием и скотоводством, т.е. находится на уровне чуть более высоком, чем во времена Мамая и Ягайло (ну, это, ежели кто не понял, небольшая гипербола, сиречь художественное преувеличение), и
б) отраслью дотационной, т.е. не убыточной, но имеющей мощную поддержку на правительственном уровне, тогда как у нас это именно убыточная (или в лучшем случае низкорентабельная) рискованная сфера ведения бизнеса, в которой недород является такой же бедой, как и тучный год.
По этим причинам промышленность остаётся важным, я бы даже сказал, ключевым элементом хозяйства полуострова.
Итак, по данным Крымстата, в 2014 г. промышленное производство полуострова сократилось на 9,9% от уровня 2013 г., причём пострадали производство электроэнергии (- 16,1%) и перерабатывающая промышленность (- 11,8%), а добывающие предприятия отработали даже с неплохим ростом (+ 7,2%), который и позволил существенно нивелировать отрицательные итоги по двум первым отраслям. В общем, результат не то, что бы неплохо, результат, учитывая общий политический и экономический фон, очень даже великолепный. И именно этот самый фон и заставляет задуматься и пристальнее вглядеться в статистику.
Прежде всего, мне не понятно, как крымские экономисты трансформировали гривневые показатели работы хозяйства полуострова за 2013-ый год в рублёвый эквивалент. Всё-таки это широкое поле для манипуляций с цифрами. Поэтому давайте рассмотрим динамику иного показателя - объёма реализованной промышленной продукции. Его использование тем более предпочтительнее, что в условиях утраты крымскими производителями украинского рынка (о его значении для хозяйства полуострова я уже упоминал) и во избежание экономического коллапса и социально напряжённости многие предприятия в 2014 г. были вынуждены работать на склад. Объём же реализованной промышленной продукции позволяет оценить реальное состояние дел, исключив компенсирующее влияние складской "подушки безопасности".
За январь - ноябрь 2014 г. промышленники Крыма продали товаров на общую сумму в RUR 61,5 млрд. В 2013 г. этот показатель составил UAH 20,6 млн., что в пересчёте по курсу НБУ даёт нам RUR 81,6 млрд. Т.е. за истекший год объём реализованной промышленной продукции сократился на 24,6% без учёта (что немаловажно!) снижения покупательной способности рубля. При этом общим итогом деятельности крупных и средних промышленных предприятий полуострова за первые девять месяцев 2014 г. явился убыток, составивший рекордной цифры в RUR 14,0 млрд., увеличившийся по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в 3,2 раза!

Здесь стоит обратить внимание читателей также на иной печальный итог ушедшего года: деятельность 61,0% крупных и средних промышленных предприятий Крыма является убыточной (RUR 17,2 млрд.) и лишь 39,0% предприятий полуострова получили в январе - сентябре 2014 г. прибыль (RUR 3,2 млрд.).
Что повлияло на такую ситуацию в промышленности? Безусловно, главной причиной стала утрата украинского рынка, о чём уже упоминалось. Другая причина - это потеря транспортной связности полуострова, что не позволило Крыму быстро интегрироваться в российский рынок, а также негативно повлияло на удержание достигнутых в минувшие годы позиций на рынках третьих стран. Воздействие этого фактора очень хорошо иллюстрирует динамика грузоперевозок крымских компаний:

Итак, на протяжении всего прошлого года крымские власти (и, прежде всего, глава республики С.В. Аксёнов) выступали с заявлениями о том, как плохо жилось полуострову в составе Украины - как его "зажимали" в национальном, социальном и, наконец, экономическом плане, - и обещали коренные сдвиги в жизни Крыма. Прожив 2014-ый год, мы действительно получили обещанные изменения. Правда, как оказалось, "русская весна" принесла полуострову совсем не то, чего ожидали и на что надеялись крымчане, а скорее то, чего боялись: ухудшения экономической ситуации.
Мне почти наверняка в комментариях к данной заметке напишут что-то вроде того, что-де все текущие хозяйственные проблемы - это естественный результат переходного периода, что в ближайшей (или не очень) перспективе жизнь наладится, заводы задымят и всё будет О.К., на что я сразу, не дожидаясь такого рода "утешений", замечу: а) экономика - это весьма хрупкая система: раз превратив, пускай и не злому умыслу, территорию Крыма в индустриальную пустыню, добиться восстановления ситуации до прежнего уровня будет архисложно, займёт массу времени и сил и б) на кой хрен вообще было затевать всю эту бучу?!
Journal information