Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

XLVIII. Остров Крым: морские порты

Пару дней назад я написал, что экономическая блокада Крыма обернётся для него транспортным коллапсом. Возможно, это утверждение прозвучало слишком мрачно. Посему я решил более подробно остановиться на экономике полуострова. Так сказать, показать товар лицом... и задом. Начнём, пожалуй, с транспортной системы Крыма, а точнее - с портового хозяйства: как ни как, а, по большому счёту, мы уже - остров Крым.

Итак, на сегодняшний день на Крымском полуострове располагается девять портов, из которых шесть - торговые порты (Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский [1], Керченский порт "Камыш-Бурун" и Севастопольский), два - рыбные (Севастопольский и Керченский) и порт "Крым", который осуществляет паромное сообщение с Кубанью. Впрочем, пускай вас не вводят в заблуждения мудрёные названия: рыбные порты, равно как и паромная переправа, всеми возможными способами пытаются переключить на себя любые грузопотоки, дабы удержаться на плаву.

порты Крыма

Порты Крыма

Кроме того, в перспективе в рамках меморандума, подписанного 5.XII.2013 г. в Пекине в ходе украино-китайского бизнес-форума, предполагалось возвести в Сакском районе на оз. Кизил-Яр крупный портовый комплекс, расчётная мощность которого должна была превысить 140 млн. тонн в год, в том числе зерновой терминал мощностью в 10 млн. тонн! Однако мартовский кризис и аншлюс Крыма Российской Федерацией поставили большую жирную точку на этой украино-китайской затее. Впрочем, это всё были проекты, нас же интересует работа уже существующих предприятий.

Для понимания перспектив развития портовой отрасли Крыма в новых политических реалиях целесообразно проанализировать деятельность морских портов Украины.

мощности морских портов Украины

Порты Украины и их мощности

Прежде всего, следует отметить наличие в стране крупных портовых мощностей, которые сгруппированы в трёх районах южной Украины - Одесском (79,2%), Крымском (11,2%) и Азовском (9,6%). Причём развитие отрасли в последние годы характеризуется двумя характерными чертами: избыточностью портовых мощностей и стабильным сокращением их загрузки.

Первое объясняется тем, что все порты Украины создавались ещё в советские времена с оглядкой на совокупные потребности народного хозяйства СССР, и, если в условиях планового хозяйства каждый порт гарантированно получал свой кусок общего пирога, то сегодня приходится этот самый кусок выдирать с боем, продираясь как сквозь препоны конкурентных преимуществ, так и через административные преграды (не будем забывать, что украинским портам приходится конкурировать за право получения заказов не только друг с другом, но и с российскими и прибалтийскими коллегами, т.е. здесь в дело вступают уже государственные программы поддержания отечественных предприятий, буде такие имеются).

Вторая особенность отрасли (сокращение загрузки мощностей с 59,8% в 2011 г. до 57,2% в 2013 г.) объясняется тем, что украинские предприятия проигрывают российским и прибалтийским конкурентам борьбу за транзитные грузы: если в 2007 г. через морские порты страны прошло 69,2 млн. тонн транзитных грузов, а в 2011 г. - 47,6 млн. тонн, то в 2013 г. - уже 27,1 млн. тонн! Одной из причин ухода транзитных грузов, большая часть которых (от 2/3 до 3/4 общего объёма транзита) является российскими, является неудачная тарифная политика ГАЖТУ "Укрзалізниця": в 2008 г. на фоне роста ставок транзитных железнодорожных перевозок на 68% объёмы перевалки транзитных грузов в портах Украины сократились на 4%, в 2009 г. - 20% и 21%, соответственно, в 2010 г. - 2% и 15%, соответственно.

И хотя в 2014 г. ожидается продолжение кризиса в отрасле, портовики делают ставку на зерновой экспорт. Эта товарная группа была чуть ли не единственной, отметившейся ростом: объём перевалки зерна в 2011 - 2012 м.г. составил 23,4 млн. тонн, в 2012 - 2013 м.г. - 24,6 млн. тонн и в наступившем 2013 - 2014 м.г. ожидается на уровне 36 млн. тонн. При этом украинские портовые мощности по перевалке зерна оцениваются в 38 - 40 млн. тонн.

На общенациональном фоне ситуация с загрузкой мощностей крымских портов выглядит лучше, но тенденция развития их деятельности чётко коррелирует с общеукраинской: если в 2011 г. порты полуострова перевалили 20,2 млн. тонн грузов (т.е. были загружены на 69,8%), то в 2012 г. - уже 18,8 млн. тонн (т.е. загрузка мощностей сократилась до 64,5%), и этот показатель продолжает падать.

В сложившихся условиях выход Крыма из состава Украины существенно облегчит жизнь отечественным портовикам: в условиях ожидаемого продолжения кризиса в отрасли весьма кстати будет переориентация на одесское и азовское направления грузопотоков, шедших ранее на Крым. Не должна создать проблем политическая ситуация и на зерновом фронте: мощностей украинских портов по перевалке зерновых грузов за вычетом мощностей крымских портов (36 млн. тонн) аккурат хватает для отгрузки на экспорт урожая 2013 г.

А вот крымчанам не позавидуешь. И дело тут совсем не в экономической блокаде: подавляющее число грузов, перевалка которых осуществлялась в Крыму, шла на полуостров с Большой Земли, о чём теперь придётся забыть. Единственным выходом из трудного положения могла бы стать помощь россиян новоиспечённому Крымскому федеральному округу, но... Пикантность ситуации заключается в двух моментах.

Во-первых, для перевалки грузов из, скажем Керченского морского торгового порта, его нужно доставить в Керчь, а с этим проблемы: низкая пропускная способность как железной дороги на Таманском полуострове, так и Керченской паромной переправы (1 млн. тонн груза в год при имеющихся мощностях крымских портов в 29 млн. тонн - это ничто!).

Во-вторых, и, пожалуй, это главное: россияне не испытывают нужды расширять свои портовые мощности на Чёрном море. Как заявил президент ОАО "Российские железные дороги" В.И. Якунин: "К крымским портам отсутствует интерес. У нас есть порт Кавказ, и нам это вполне достаточно." Оно и понятно: только два черноморских порта России - Новороссийский и Сочи Имеретинский имеют суммарную мощность в 157 млн. тонн, а загрузка российских черноморских мощностей, хотя и выше украинских [в 2011 г. для сухих грузов - 82% (украинские порты - 78%), для зерна - 84% (47%), для контейнерных грузов - 65% (34%), для наливных грузов - 84% (40%)], но всё ещё далека до полной.

Каков же выход из сложившейся ситуации? Похоже, один-единственный: зубы - на полку...

П Р И М Е Ч А Н И Е:

[1] И Ялтинский, и Евпаторийский морские торговые порты, хотя и являются портами с достаточно высокими по местным меркам мощностями, имеют инфраструктурные недостатки: к ним не подведённые железнодорожные пути.
Tags: XXI столетие, Крым, Россия, Украина, прогнозы, экономика
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…