Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CXXVIII. "Не хлебом единым жив человек" (с)

Давным-давно, ещё в “эпоху исторического материализма” (с) любой диспут на тему роли личности в истории гарантированно заканчивался резолюцией о примате закономерностей над случайностями. Причём не суть важно, шло обсуждение на материалах Крестовых походов или Второй Мировой войны - всегда и везде историческая необходимость брала верх.

Когда-то и я так считал, но прошли годы, в голове ума прибавилось (во всяком случае, в это хотелось бы верить), и мнение переменилось: нынче я всё больше допускаю склонность окружающих к милым человеческим “слабостям”, как, например, вера, хотя и не перестаю испытывать горячий интерес к материальной стороне жизни и прочему чистогану (ну, это вы, дорогие читатели, и так по содержанию блога видите).

Помнится, ещё несколько лет назад (годков шесть или семь тому как) на разных интернет-площадках шли горячие споры по поводу причин Первого Крестового похода, временами переходящие, по нынешней классификации, в форменные срачи. Недавно откопал одну такую дискуссию и даже решил выложить здесь свою реплику: интересно стало, как всё-таки можно по-разному трактовать одни и те же данные.


Христос во главе рыцарского войска. Миниатюра XIII ст.

Итак, несколько лет назад на одном теперь уже почти забытом форуме…

Возвращаясь к вопросу о причинах Первого Крестового похода...

Как известно в поход отправились четыре крестоносные армии, лидерство в которых принято отдавать 12 персонам, имена которых называют в той или иной последовательности. Интересно рассмотреть предпоходные биографии этих людей:

1) Боэмунд, князь Тарентский. Сын Роберта Гвискара, который, умирая, оставил все свои владения сыну от второго брака Рожеру Борсе (по одной из версий, Боэмунду достались земли восточнее Адриатики - византийские владения, которые ещё только предстояло завоевать). В ходе войны с братом Боэмунду удалось захватить лишь маленькое владение - княжество Тарент, расположенные в "каблуке итальянского сапога".

2) Танкред Апуллийский. То ли племянник, то ли двоюродный брат Боэмунда Тарентского. В силу того, что был младшим сыном в семье, земельных владений не имел.

3) Юг I Великий, граф Вермандуа. Младший сын Анри I, короля Франции, и Анны Ярославны, брат Филиппа I, короля Франции. До женитьбы не имел никаких земельных владений и обзавёлся небольшим графством Вермандуа только благодаря на женитьбе на его наследнице.

4) Стефан (Этьен), граф Блуасский и Шартрский. Зять королей Англии Гильома I Завоевателя и Гильома II Рыжего и Робера III, герцога Нормандии. Один из богатейших владетелей Северной Франции. По мнению некоторых историков, особым сторонником Крестового похода не являлся, а принял крест только по желанию своей супруги Адели, которая решала все вопросы в семье.

5) Робер III Куртгёз, герцог Нормандский. Сын и брат королей Англии – Гильома I Завоевателя и Гильома II Рыжего, соответственно. Чтобы отправиться в Первый Крестовый поход герцог для комплектования армии заложил свои владения сроком на три года брату за 10.000 марок серебра. Для примера: в начале XI ст. Ярослав Владимирович, будучи наместником своего отца и великого князя Владимира Святославича в Новгороде, собирал ежегодно с Новгородской земли 3.000 гривен серебра (= 3.000 марок серебра). Учитывая то, что Нормандское герцогство было меньше в размерах Новгородчины и уступало ей по природным богатствам, а также принимая во внимание то, что частью городов в герцогстве владел король Англии, а у герцога имелись проблемы с вассалами, мне вообще непонятно, как Робер мог вернуть себе свои владения. Разве что, расплатившись с братцем награбленными в Святой Земле богатствами.

6) Готфрид IV Бульонский, герцог Нижней Лотарингии. Внук Готфрида Бородатого, герцога Верхней и Нижней Лотарингии, и племянник Готфрида Горбатого, герцога Нижней Лотарингии. По смерти последнего должен был вступить во владения Нижней Лотарингией, как наследник дяди, но император Генрих IV конфисковал герцогство у Готфрида, наделив его впоследствии за верную службу (кстати, и за участие в борьбе за инвеституру на стороне императора) графством Антверпенским. Кроме того, император передал ему Нижнюю Лотарингию, но на правах пожизненного бенефиция, а не наследственного фьефа. По мнению некоторых историков, из Готфрида Бульонского получился плохой администратор, император мог лишить его герцогства, и Готфрид воспользовался призывом к Крестовому походу, в том числе и для того, чтобы не остаться не у дел.

7) Евстахий (Эсташ) III, граф Булони. Старший брат Готфрида Бульонского. Владел землями по обе стороны Английского Канала. Не был горячим поклонником идеи Крестового похода. Судя по всему, отправился в Святую Землю "за компанию" со своими братьями. В ходе похода стремился поскорее вернуться в свои богатые земли.

8) Бодуэн Булонский. Младший брат Евстахия, графа Булони, и Готфрида Бульонского. По этой причине, а также потому, что его готовили к духовной карьере, не имел никаких земельных владений.

Кроме этих лиц, остаются ещё Раймунд IV Сен-Жилль, граф Тулузский, маркграф Прованский; Адемар де Пюи, епископ Монтнейский; Робер II Иерусалимский, граф Фландрский и Бодуэн де Бург. Личность первого уже обсуждалась в данной ветке, "компромата" на остальных не нашёл.

Таким образом, из 12 человек, объявляемых лидерами похода, 2 не имели никаких земельных владений, 2 - были малоземельными владетелями, 2 имели богатые земли, отправились в Первый Крестовый поход, но особо в Святую Землю не рвались, 2 номинально имели большие владения, но фактически их власть на этих землях была существенно ограничена. М-да, картинка.


А теперь давайте посмотрим на те же самые биографии, но под другим углом зрения. Не через призму шкурного интереса, а допуская, что лидерам Первого Крестового похода ни что человеческое не было чуждо, даже чувства и вера.

Итак, восемь человек – восемь предводителей, и только о троих из них можно с достаточно высокой степенью уверенности сказать, что они отправились в Святую Землю за новыми владениями, ибо старых у них либо не было, либо были они зело малы. Это, как не сложно понять, Боэмунд Тарентский, Танкред Апуллийский и Бодуэн Булонский. Наконец, с определённой натяжкой подозревать в наличии шкурного интереса можно Юга де Вермандуа.

Что же до остальных, то:

1) Готфрид Бульонский со своим старшим братом отпадают. Первый, даже достигнув цели, отказался принять корону, а ограничился какими-то полумерами, нелогичными с точки зрения расчётливого человека, но весьма соответствующими поведению верующего человека и даже религиозного фанатика. Второй же вообще, судя по всему, особо никуда не рвался: у него и дома земли хватало, так, пошёл с братьями за компанию.

2) Робер Куртгёз… Ну, обвинять герцога Нормандского в участии в Крестовом походе из-за материальных выгод вообще как-то глупо. Заложить герцогство с непонятными шансами на получение его обратно только ради того, чтобы попытаться захватить какие-то владения на краю света?! Нет уж, кто-кто, а этот человек отправился не в Крестовый поход, а именно в паломничество.

3) Наконец, Этьен Блуасский… Это вообще случай исключительный! “Деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин!” (с). Какой там Гроб Господень? С такими данными только и остаётся, что жить в своё удовольствие, а не рваться помирать на чужбину. Собственно, граф Блуа и Шартра никуда и не рвался, но отправился на Восток, совсем как гордая птица ёж, - после пинка под зад любящей жёнушки, бежав из Земли Обетованной при первом же удобном случае. И, кстати, дабы укрепиться в мысли, что материальные приобретения в Заморье и Этьен Блуасский - это две параллельные Вселенные, достаточно почитать письмо графа своей супруге из-под Никеи: так пишут поэты и любящие люди, а не скряги и прощелыги!

В общем, параллельный и, как по мне, более трезвый взгляд даёт нам пёструю и жизненную картину: каждый отправлялся в Первый Крестовый поход, имея свои собственные цели, причём материальное обогащение стояло далеко не на первом месте.
Tags: XI столетие, Средние века, история, мысли вслух, персоналии
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments