Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

CXVII. Гросс-адмирал К. Дёниц и британская экономика

Давно подмечено, что среднестатистический гражданин, обращаясь к истории той или иной войны, акцентирует своё внимание на её внешней стороне - политике и боевых действиях. Об экономике, как правило, забывают, в лучшем случае ограничиваясь количеством выплавленного чугуна и добытого угля.

В общем, везде как всегда: "Дилетанты изучают тактику, любители - стратегию, а профессионалы исследуют логистику" (с).

над картой сражений

Взять хотя бы ленд-лиз. Обсуждая степень важности американских поставок Советскому Союзу в годы Второй Мировой войны, люди, как правило, говорят о танках, самолётах. Порой - случается и такое! - вспоминают о паровозах и поставки высокооктанового бензина, но, в целом, понимание роли экономики в ведении войны на этом и заканчивается, так и не начавшись.

Да что там ленд-лиз! Давайте-ка лучше вспомним историю с борьбой Кригсмарине (точнее - подводного флота Третьего Райха) против британского торгового судоходства, т.н. битву за Атлантику.

Принято считать, что и в годы Второй Мировой войны (впрочем, как и во время Великой войны) германские подводники своими действиями почти поставили Британию на грань поражения. Ну, оно-то понятно: пустить на корм рыбам за четыре с половиной года войны 13,4 млн. брт [1] - это дорогого стоит!

1

И, казалось бы, чему тут удивляться? Немцы, как говорится, и в Африке немцы. Не зря же Наполеон, разбив пруссаков в пух и прах в ходе одной кампании, об этих самых пруссаках сказал пророческое "Пруссия вылупилась из пушечного ядра!" (с). Ни об австрияках, ни о русских, ни, даже, о британцах, с которыми воевал долго и упорно, а именно о пруссаках, разбитых в двух сражениях, по иронии судьбы приключившихся в один и тот же день!

В общем, как ни крути, а у немцев, наверное, какая-то генетическая предрасположенность создавать из новобранцев не обычных солдат, а уберменшей, терминаторов, одним словом - штучный товар. Танкисты, лётчики, подводники - все как на подбор! Ну, спрашивается, как тут с такими-то орлами и не жечь, сбивать, топить вражьи танки, самолёты и прочие транспорты? Естественно, не просто так, а теряя своих боевых товарищей, оплачивая каждую победу кровью, но таки круша супостатов, аки Зигфрид, своим Бальмунгом сносящий головы с плеч великанов.

2

Вот так или приблизительно так рассуждает обыватель, читая о британо-германском противостоянии в Атлантике в 1939 - 1943 гг. Но, как известно, для того, чтобы табурет прочно стоял на полу, ему нужно три точки опоры. Не четыре и уж тем более не две, а три. Именно по этой причине наша с вами Земля, дорогие читатели, - это не просто блин, но блин, покоящийся на спинах трёх слонов! Другими словами: мир - штука сложная, и в нём, как правило, не всегда видимый раздражитель является единственной причиной какого-либо процесса и довольно часто не самой главной. То же и в нашем случае.

Британия, как известно, - это талассократия и, кроме всего прочего, ещё и островное государство. Т.е. для неё вопрос морских перевозок - это не только вопрос могущества, но, прежде всего, вопрос выживания. Поэтому морские коммуникации, торговый флот, военно-морской флот - всё, что связано с морскими перевозками, являлось к началу Второй Мировой войны элементами системы национальной безопасности.

Как уже говорилось выше, немцы, благодаря упорной, я бы сказал, героической борьбе сумели изрядно потрепать британский торговый флот. Но, пожалуй, никто так жестоко не обошёлся с их "купцами", как сами британцы.

Прежде всего, не лишним будет напомнить, что к 1.IX.1939 г. Великобритания обладала крупнейшим торговым флотом в мире: его валовая вместимость составляла 21,0 млн. брт. Сразу же после объявления Форрин-офисом войны Берлину Адмиралтейство начало мобилизацию судов транспортного флота, необходимых как для перевозки сил Британского экспедиционного корпуса во Францию, так и для обеспечения деятельности Королевского флота. Таким порядком из народного хозяйства в короткий срок изъяли суда общей грузоподъёмностью в 5,5 млн. брт! Т.е. вот так вот одним росчерком пера, без каких-либо усилий Кригсмарине, британская экономика лишилась более 1/4 торгового флота!

Впрочем, это не самое тяжкое испытание, которое предстояло пережить Британии. "Сказка впереди" (с).

Весной 1940 г., т.е. до вступления в войну Италии, имея в качестве своего союзника во вспыхнувшем европейском конфликте французов, британцы принимают тяжёлое для себя решение - очистить от собственного судоходства бассейн Средиземного моря [2]. В чём причина такого странного решения, принятого, как и первое, о мобилизации гражданских судов, без единого выстрела со стороны противника? Скорее всего, в его основе лежали опасения, что Б. Муссолини не останется нейтральным: Италия вступит в войну на стороне Германии, и военные действия развернутся в Средиземноморье.

Учитывая тот факт, что Средиземное море было основной магистралью, связывавшей Британские острова с её азиатскими и тихоокеанскими колониями и доминионами, такое решение должно было негативным образом сказаться на имперской торговле: "... путь из Александрии и с Ближнего Востока вокруг Африки в Европу в три с лишним раза длиннее, чем через Средиземное море, а из Индии в Европу вокруг Африки на 8 тыс. км длиннее, чем через Суэцкий канал. Прекращение перевозок через Средиземное море привело бы к сокращению оборота тоннажа в 2 - 4 раза, замедлило бы переброску войск с одного театра на другой и нарушило бы снабжение воюющих государств стратегическим сырьём." [3].

Это в сочетании с введением системы конвоев [4] существенно замедлило оборачиваемость судов и было равнозначно потере чуть ли не половины всего тоннажа британского торгового флота! Как сказал в своё время И.В. Сталин (правда, по другому поводу), "эта штука посильнее "Фауста" Гёте!" (с).

Таким образом, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что роль германских подводников "в деле почти поставления британцев на колени", хотя и была существенной, но всё-таки её нельзя назвать определяющей.

"А что же британская экономика?" - спросите вы. А ничего! Выжила. Сперва, конечно, было не ахти как. Правда и тут были свои нюансы.

3

Нужно отметить то, что изъятие на военные нужды четверти тоннажа торгового флота страны почти не повлияло на количество ввозимых на Британские острова грузов. От слова "никак". Скорее - наоборот: во II-ом квартале 1940 г. в Великобританию было импортировано 16,3 млн. тонн различных грузов против 12,8 млн. тонн в IV-ом квартале 1939 г., т.е. наблюдался рост на 27,3%! Сказался, очевидно, переход отрасли на режим военного времени.

В дальнейшем ситуация выровнялась - динамика количества ввозимых на острова грузов пришла в соответствие с общим трендом в отрасли морских перевозок: своего исторического минимума и грузоподъёмность торгового флота, и импорт грузов достигли в I-ом квартале 1943 г. - 10,9 млн. брт и 7,1 млн. тонн, соответственно [5].

За счёт чего Британия смогла выстоять? Так же, как и в случае с вопросом "Что чуть было не поставило Великобританию на колени?", ответ не может быть простым и однозначным. Почти наверняка можно сказать, что здесь свою роль сыграл комплекс факторов: от изысканий внутренних резервов до помощи извне. Мне же кажется, что наиболее значимым фактором оказался внешний.

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Справедливости ради следует заметить, что в это число входят не только британские суда, но и суда других союзных и нейтральных стран.

[2] См.: Руге Ф. Война на море, 1939 - 1945. - СП(б): ООО "Издательство "Полигон", 2002. - с. 129.

[3] История Второй Мировой войны 1939 - 1945. В 12-ти тт. Т. III. - М.: Воениздат, 1974. - с. 146.

[4] Первые конвои стали функционировать уже 8.IX.1939 г. См.: Черчилль У. Вторая Мировая война. В 3-х кн. Кн. 1. Т. I - II. - М.: "Воениздат", 1991. - с. 191 - 193.

[5] См.: Hancock W.K., Gowing M.M. British War Economy. - London: HMSO, 1949. - pp. 80, 206.
Tags: XX столетие, Британская империя, Великобритания, Вторая Мировая война, Германия, Германская империя, история, мысли вслух, подводная война, экономика
Subscribe

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…