Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

CIX. Компаративная арифметика

Намедни в разговоре с genby внезапно выяснилось, что есть, оказывается, люди, которые полагают, что-де текущих мощностей Керченской паромной переправы вполне достаточно для обеспечения жизнедеятельности Крымского полуострова, во всяком случае, зимой. А что? Сахалин ведь живёт, и - ничего: все штормы, ревущие в Татарском проливе, ему нипочём. Спрашивается: чем Крым хуже?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос хотя бы в первом приближении, давайте сравним Крым и Сахалин. Что мы имеем?

остров Сахалин

Остров Сахалин

1. По площади Сахалинская область превосходит Крымский полуостров, т.е. суммарно Республику Крым и г. Севастополь, в 3,2 раза [87,1 тыс. кв. км против 27,0 тыс. кв. км]. Стало быть, с оглядкой на климатические условия, "кормовая база" на Сахалине больше крымской, соответственно, ниже потребность в импорте с Большой Земли продовольственных товаров.

2. По численности населения Сахалинская область уступает Крыму в 4,7 раза [491 тыс. чел. (2014 г.) против 2.284 тыс. чел. (2014 г.)]. При этом на Сахалине несколько выше уровень урбанизации: 81,2% в Сахалинской области при ~ 71,3% в Крыму, т.е. в части обеспечением местного населения продуктами питания Сахалин при прочих равных условиях больше привязан к материку, чем Крым.

3. По размеру народного хозяйства Сахалинская область превосходит Крым в 3,1 раза [валовой региональный продукт Сахалинской области в 2012 г. составил RUR 641,6 млрд., Крыма - RUR 204,6 млрд.]. При этом сахалинская добывающая отрасль формирует свыше 90% объёма промышленного производства региона [92,1% в 2013 г.], которое в свою очередь создаёт более 60% валового регионального продукта области [65,1% в 2013 г.]. Т.е. на долю нефтегазовой отрасли приходится свыше половины всего валового регионального продукта Сахалинской области [~ 60%].

Здесь уместно отметить, что в соответствие с соглашением о разделе продукции, подписанном в 1994 г. между "Sakhalin Energy Investment Company Ltd.", с одной стороны, и правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области, с другой стороны, начиная с 2012 года, "Sakhalin Energy Investment Company Ltd." в качестве платы за эксплуатацию нефтегазовых месторождений выплачивает налог на прибыль по ставке 32% и часть продукции в виде природного газа.

Так, согласно годовому отчёту компании, в 2013 г. она добыла 5,4 млн. тонн нефтяной смеси "Витязь" и произвела 10,8 млн. тонн сжиженного природного газа, которые отгружались в Китай [41,4%], Японию [32,7%], Корею [24,6%], на Филиппины [1,3%] и в Японию [81,6%], Корею [17,8%] и на Тайвань [0,6%], соответственно. За разработку российских недр "Sakhalin Energy Investment Company Ltd." выплатила в российский бюджет полагающуюся сумму налога и передала российской стороне около 1.439 млн. куб. метров природного газа. Из этого объёма 536 млн. куб. метров газа были потреблены на Сахалине, а остальные 903 млн. перекачаны по магистральному газопроводу Сахалин - Хабаровск - Владивосток на Большую Землю.

Таким образом, несмотря на существенную разницу в размерах экономики Крыма и Сахалинской области, очевидно, что большая часть производимой на острове продукции в континентальную Россию либо не попадает, а вывозится на экспорт, либо транспортируется в Приморье и Хабаровский край по трубопроводам и, стало быть, в наших расчётах не должна учитываться. Вместе с тем, остающееся преобладание Сахалина над Крымом в размере валового регионального продукта не нефтегазового происхождения (порядка 25%), с лихвой компенсируется значительно большей заселённостью Крымского полуострова, что, в конечном итоге, позволяет говорить о том, что Крым в абсолютном выражении имеет приблизительно в 3 - 4 раза большую ежегодную потребность в грузах, необходимых для обеспечения жизнедеятельности полуострова, нежели Сахалин.

И теперь, опираясь на этот промежуточный вывод, рассмотрим транспортные возможности двух регионов.

Будучи островом, в обеспечение своих потребностей Сахалин может рассчитывать на морской транспорт и, прежде всего, на паромную линию Холмск-Сортировочный - Ванино. Её пропускная способность составляет 3,3 млн. тонн в год. Кроме паромной переправы, на Сахалине имеется 8 морских торговых портов и 11 морских терминалов, входящих в границы этих портов:

таблица

Из указанных мощностей на работу с континентальной Россией ориентированы четыре порта с общей пропускной способностью в 5,5 млн. тонн грузов в год.

Таким образом, суммарная мощность морского транспорта, способного обеспечивать потребности Сахалинской области, составляет 8,8 млн. тонн в год, из которых мощность портов, осуществляющих круглогодичную навигацию, составляет 7,9 млн. тонн грузов в год. Правда, нужно иметь в виду, что в последние годы загрузка мощностей как портов, работающих на Россию, так и паромной линии, оставляют желать лучшего, едва достигая 50%.

Обратимся теперь к ситуации с Крымом.

До перехода полуострова в состав России и начала Украиной его транспортной блокады основной грузопоток между Крымом и континентом проходил через северные выходы - г. Армянск, с. Перекоп и с. Чонгар. При этом основным транспортном узлом выступала станция Джанкой Крымской дирекции Приднепровской железной дороги, пропускная способность которой для грузовых составов оценивается в 21 пару эшелонов в летний период и в 27 пар зимой или от 13,2 до 17,0 млн. тонн грузов в год.

Кроме железнодорожного сообщения для грузоперевозок между полуостровом и Большой землёй активно использовался автомобильный транспорт. Так, по информации Крымской таможни, ежедневно с территории Украины на полуостров въезжает более 400 грузовых автомобилей, что позволяет оценить пропускную способность автомобильных дорог на крымском участке российско-украинской границы в 2,9 млн. тонн грузов.

Наконец, ещё приблизительно 1 млн. тонн грузов ввозился в Крым через Керченскую паромную переправу.

Итого - общая пропускная способность транспортных путей полуострова обеспечивала ввоз на его территорию от 17,1 до 20,9 млн. тонн грузов, большая часть которых шла на экспорт через морские порты Крыма.

Но, как я уже отметил, это ситуация до референдума от 16.III.2014 г. После аннексии Россией Крыма и установления 26.XII.2014 г. транспортной блокады полуострова для обеспечения жизнедеятельности Крыма пока ещё доступны мощности автомобильных грузоперевозок и увеличенная пропускная способность Керченской паромной переправы [до 3,5 - 4,5 млн. тонн в год]. Итого - сегодня доступны транспортные мощности в 6,4 - 7,4 млн. тонн грузов в год при а) перманентно благоприятных погодных условиях и б) сохранении автомобильного сообщения с Украиной.

Таким образом, сравнивая полученную цифру с грузооборотом между Сахалинской областью и континентальной Россией [3,9 - 4,4 млн. тонн в год], становится ясно, что Крым сегодня обеспечен транспортными мощностями не более, чем на 55 - 60% (и это в условиях, когда порты полуострова "лежат"!). Понятны поэтому планы министерства транспорта республики по строительству второй аппарели, которая позволит увеличить пропускную способность переправы в 2 с лишком раза: до средней в 350 - 380 вагонов в сутки [до 8,8 - 9,6 млн. тонн в год] с максимальной в 500 вагонов в сутки [до 12,6 млн. тонн в год].
Tags: XXI столетие, Крым, Россия, железные дороги, транспорт, экономика
Subscribe

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments