Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

«РЕЦЕПТ ЕЁ МОЛОДОСТИ»

Давайте-ка поговорим сегодня о вечно живом Китае. В дискуссии, разгоревшейся недавно по поводу заметки о фэнтезийных мирах, именно эта страна приводилась многими комментаторами в качестве примера, демонстрирующего ущербность тезиса о транспортной связности империй древности, как одной из ключевых причин их распада: дескать, 4 тысячи лет прошло, а ему хоть бы хны! даже в условиях отсутствия там железных дорог и электрического телеграфа!!

В общем, попробуем ответить на вопрос: как же так? в чём причина бессмертия Китая?
И начать, наверное, следует с двух крайне важных для понимания вопроса ремарок – ремарок, которые одними людьми понимаются и принимаются в расчёт, а иными напрочь игнорируются.



Империя Тан и её протектораты.

Первое – на самом деле, говорить о какой-то вечности Китайской империи некорректно: это государство не единожды в своей много вековой истории разваливалось на части и потом, спустя годы, десятилетия, а где-то – даже через века, объединялось заново, правда, совсем иными людьми. Собственно говоря, история Китая – это история разных государств, если в определении государства мы будем следовать заветам дедушки Ленина и ещё целой кучи мудрецов былых времён, кои рассматривали государство, как механизм, призванный решать задачи определённого рода. Второе – и это в некоторой степени вытекает из первого – история Китая представляет собой историю разных народов с различными языками и верованиями, волею судеб оказавшихся на одной территории.

Оба названных обстоятельства практически с порога подводят нас к пониманию того, что длительность истории Китая в некоторой степени была предопределена некими базовыми объективными обстоятельствами, наличие которых позволяло каждому последующему владетельному дому, взявшему на себя функцию восстановления предыдущей империи, отстроить здание новой на старом фундаменте. Совсем, как в случае с империями Ближнего Востока: на развалинах Персидского государства и практически в тех же границах возникла Македонская империя, которую затем сменило чуть уменьшенное, но всё так же охватывающее ключевые районы государство Селевкидов, потом там же появилось Парфянское царство и многие-многие другие, вплоть до государства Сефевидов.



Империя Ахеменидов на пике своей экспансии. 500 год до Р.Х.



Македонская империя в 323 году до Р.Х.



Государство Селевкидов в 281 году до Р.Х.



Парфянская империя в 94 году до Р.Х. в правление Митридата II.



Сасанидская империя в 621 году от Р.Х.



Государство Сефевидов при шахиншахе Исмаиле I (годы правления: 1501 – 1524 годы от Р.Х.)

Но это всё, объясняя живучесть Китайской империи вообще, не даёт ответы на важные частности – что это были за базовые объективные обстоятельства, которые раз за разом позволяли очередному владетельному дому отстраивать империю на свой вкус, но, как правило, в старых границах? И, вот, тут мы с вами плавно переходим к тому, с чего начали, – к транспортной связности Китая. И сразу – обширная цитата из фундаментальной работы китайских товарищей «История китайской цивилизации», расставляющая все акценты [Том 3: От династий Суй и Тан до середины правления династии Мин (581 – 1525). – Москва: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2020. – с. 42 – 49]:

Использование силы воды и развитие речного транспорта – одно из выдающихся достижений человеческой цивилизации. История каналов в Китае очень долгая. Археологи, проводившие изыскания в районе стоянки Цяньшаньян в г. Хучжоу (пров. Чжэцзян), где было местонахождение древней культуры Лянчжу, существовавшей пять с лишним тысяч лет назад, обнаружили деревянные вёсла, что подтверждает использование древними людьми лодок как средства передвижения. Высота рельефа Китая на западе больше, чем на востоке, поэтому основные реки текут с востока на запад, транспортное сообщение по воде с юга на север и обратно затруднено. Поэтому китайцы очень рано научились рыть каналы, связывая между собой изначально не связанные водные пути – особенно для усиления сообщения между Севером и Югом.

Уже в периоды Чуньцю и Чжаньго начали прорывать каналы для экономических и военных нужд. Появились канал Ша-Жу, связавший реки Шашуй и Жу-шуй (между современными Хуайяном и Шанцем в Хэнани); канал Цзян-Хань, который соединил Янцзы с р. Ханьшуй (его также называют канал Цзин-Чу, между современными Шаши и Шаяном в пров. Хубэй); канал Чжанхуатай, связывавший р. Яншуй на севере и Чжанхуатай на юге (северо-запад совр. области Цзяньли в пров. Хубэй); канал Сюй, соединивший озера Тайху и Гучэн (между современными Сучжоу в Цзянсу и Уху в Аньхое); канал Байчи («Сто ног»), протянувшийся от Чжэцзяна (ныне Ханчжоу) на юге до Гусу (ныне Сучжоу) и дальше на северо-запад, в основном повторяя маршрут современного канала параллельно Янцзы вплоть до Гуанлина (Шуган к северу от современного Янчжоу); древний канал У; канал Цзы-Цзи, связывавший реки Цзышуй и Цзишуй (на территории совр. пров. Шаньдун) и другие. Ближе к концу периода Чуньцю последний правитель царства У – У-ван Фуча (495 – 473 гг. до н.э.), желая установить свою гегемонию на Великой Китайской равнине, велел прорыть целый ряд каналов: Ханьский, соединявший Янцзы и Хуайхэ и названный так потому, что брал свое начало у города Ханьчэн близ современного Янчжоу; Хуангоу, соединявший реки Хуай и Цзи и получивший свое название из-за замысла Фуча посредством этого канала выйти к Хуанчи неподалеку от Фэнцю в Хэнани, где он пытался заставить князей-чжухоу признать его гегемоном на их съезде в 482 г. до н.э. Канал Хуангоу называется также Хэшуй, поскольку источником водоснабжения основного отрезка являются болота Хэцзэ. С востока канал доходил до притока Хуайхэ – р. Сы близ Юйтая в совр. пров. Шаньдун.

Нельзя не упомянуть и знаменитый канал Хунгоу – один из первых, которые прошли по Великой равнине. История этого канала начинается во времена Хуй-вана – правителя (370 – 335 гг. до н.э.) царства Вэй в период Чжаньго; канал получал воду из Хуанхэ к северу от нынешнего Синъяна (пров. Хэнань) и впадал в болота Путянь в районе нынешнего уезда Чжунму, затем поворачивал на восток, огибая современный Кайфэн, и впадал в р. Иншуй. Тем самым канал Хунгоу связывал реки Цзи, Пу, Бянь, Суй, Ин, Го, Жу, Сы, Хэ и Хуай, т.е. Хуанхэ и Хуайхэ вместе со всеми притоками и их речными системами, формируя так называемую систему каналов Хунгоу на равнине Хуан-Хуай.

После объединения Китая династией Цинь в целях развития транспортного сообщения и укрепления единства страны к уже имевшейся сети каналов прибавились ещё несколько, в том числе канал Линцюй (другое название – Сян-Гуйский или же Синъаньский, т.е. протекающий на границе уезда Синъань), который связал речные системы Янцзы и Жемчужной реки и укрепил связи региона Линнань с Внутренним Китаем.

После того как династия Хань избрала столицей Чанъань (ныне Сиань), необходимость снабжения столицы стала главным стимулом для развития системы каналов и укрепления связей с Великой равниной.

Один из притоков Хуанхэ – р. Вэйхэ, протекавшая через центральную часть нынешней пров. Шэньси, была мелководной, илистой, с огромным количеством изгибов, и по ней трудно было передвигаться на судах. Поэтому на 6-й год правления ханьского У-ди под девизом Юань-гуан (129 г. до н.э.) в столичном регионе был прорыт транспортный канал, вода в который поступала с восточных подножий гор Наньшань близ Вэйхэ; собственно, и сам канал тянулся почти параллельно Вэйхэ и впадал в Хуанхэ, обеспечивая транспортное сообщение. В конце Восточной Хань Цао Цао, желая способствовать интеграции Севера, занялся развитием транспортного сообщения к северу от Хуанхэ, возглавив строительство сразу нескольких каналов: Байгоу, Пинлу и Цюаньчжоу. Канал Байгоу появился благодаря водам р. Цишуй, отведённым дамбой, сооружённой из бревен ниже Лияна (нынешний Сюньсянь в Хэнани), с тем чтобы они текли в Хуанхэ. Этот канал продлили на северо-восток и соединили с р. Цинхэ (притоком р. Гучжан), которая впадает в р. Хуто на территории современного округа Цин и становится главной водной артерией региона Хэбэй. Канал Байгоу вместе с каналом Пинлу (между современными округом Цин и округом Цзинхай в Тяньцзине) и каналом Цюаньчжоу (к северу от современного Тяньцзиня) соединяли почти все впадавшие в море реки и их притоки на территории древней Хэбэйской равнины и формировали сеть каналов. Данная сеть оказала значительное влияние на открытие в эпоху Суй канала Юнцзи, а позднее и Пекинско-Ханчжоуского (Великого) канала.

Правители Суй, желая укрепить связи центра и периферии и установить политическое единство, уделяли особое внимание строительству системы каналов, соединяющих Юг и Север. Для начала они углубили канал на равнине Гуаньчжун (центр совр. пров. Шэньси), переименовав его в Гуантун, что означало «широкая магистраль», и реконструировали канал Ханьгоу, чтобы он начинался на севере в Шаньяне (нынешний Хуайань в Цзянсу) и заканчивался на юге, впадая в Янцзы там, где расположен современный Ичжэн; по этой причине данный канал переименовали в Шаньянский. Затем в суйском государстве с центром в восточной столице Лояне были прорыты каналы Тунцзи и Юнцзи. Западный участок канала Тунцзи черпал воды из рек Гушуй и Лошуй западнее Лояна. Западный участок повторял маршрут прорытого ещё при Восточной Хань канала Ян, соединяясь в Яньши с Лошуй, а потом по этой реке – и с Хуанхэ. Восточный участок черпал воды Хуанхэ в Баньчжу (к северу от нынешнего Синъяна в пров. Хэнань) и дальше тянулся вдоль русла Бяньшуй до района современного Кайфэна, где поворачивал на юго-восток и впадал в Хуайхэ (напротив нынешнего Сюйи), после чего соединялся с каналом Шаньян и через него – с Янцзы. Таким образом, всё, что производилось на правобережье Янцзы, можно было по воде доставить на равнину Гуаньчжун. Низовья р. Цин были углублены так, чтобы связать канал Юнцзи на юге с Хуанхэ, а через восточный берег р. Цинь, в регионе современного Учжи в Хэнани, воду получали из рек Цин и Ци, после чего канал почти повторял русло Байхэ от Тяньцзиня до Уцина и русло р. Юндин от Уцина до юго-западных предместий Пекина. В 7-м году правления под девизом Да-е (611 г.) император Ян-ди, готовившийся к покорению Когурё, прошел из Цзянду по этим каналам вплоть до Чжоцзюня. Впоследствии, уже при Сун, был построен Цзяннаньский канал с использованием и углублением каналов, шедших вокруг восточного берега оз. Тайху и продолженных до Юйхана (ныне Ханчжоу).

Танская династия, унаследовавшая традиции династии Суй, продолжила развитие сети каналов. При Тан каналы, построенные при Суй, стали именовать «водными путями» (цаоцюй) или «искусственными реками» (цаохэ), поэтому западный отрезок канала Тунцзи называли Бяньцюй, Бяньхэ или Бяньшуй, а Шаньянский и Цзяннаньский каналы стали называть «казёнными» (гуаньхэ). При династии Тан в разных регионах прорыли ещё около 30 каналов, самыми важными из которых были Сушуй (от современного Вэньси в Шаньси до Линьцзиня, соединялся с р. Су), ответвление канала Юнцзи (в районе современного Дамина в Хэбэе), каналы Чжаньцюй (шел от канала Бяньшуй у современного Кайфэна до р. Цзишуй), Шэнъюань (соединял реки Вэй и Цянь), Чжи (шел от Сюйи до Ян-чжоу), Илоу (сдвинул место впадения Шаньянского канала в Янцзы на восток в Гуачжоу, прямо напротив того места, где в Янцзы впадал канал Цзяннань), Мэн (брал воды из Янцзы к северо-западу от Чжанчжоу и впадал в канал Цзяннань, использовался для перевозки податного хлеба), Пинлу (находился на северо-востоке современного округа Цанчжоу, использовался для перевозок вдоль побережья, чтобы нивелировать риски морских перевозок), плотина Юаньхэ (на канале, который связывал Сучжоу и Чаншу) и др. Каналы эпохи Тан, как и прежде, связывали Чанъань и Лоян с Янцзы и Хуайхэ, и самыми важными среди них были Бяньшуй и Хуайнаньский казённый канал. Эти водные магистрали сформировали «линию жизни» династии Тан, культурный центр которой располагался в Чанъани, но необходимые для её существования богатства находились на юго-востоке страны.



Каналы времён династий Сун и Тан.

Поскольку при Тан экономический центр страны сместился, то и столицы больше не располагались в центральной части нынешней пров. Шэньси, а передислоцировались на восток. В то же время в период от Пяти династий до Северной Сун столица всегда располагалась неподалёку от канала Бяньшуй. Столица Северной Сун, Кайфэн, находилась на берегу центрального отрезка этого канала. В Кайфэне пересекались каналы Бяньшуй, Цай, Цзиньшуй и Учжан. Через них шло водное сообщение во всех направлениях, и их так и называли – Четыре канала. Система речного сообщения, существовавшая при Северной Сун, сводилась к четырём водным артериям, которые тянулись от Кайфэна в разных направлениях. Канал Бяньшуй во времена Суй и Тан называли также каналом Тунцзи, и впоследствии его маршрут в основном не претерпел изменений. Началом канала Цай послужили каналы Хун, существовавший ещё с периода Чжаньго, и Лантан времён Западной Хань, который в периоды Троецарствия и Цзинь назывался Цайшуй. После Поздней Чжоу периода Пяти династий канал перенаправили так, чтобы он впадал в Цай, и переименовали в Минь по названию местности, где он протекал, а в начале Сун изменили иероглиф в названии на минь (народ), но за отрезком, что тянулся к юго-востоку от Кайфэна, оставили название Цай. На 6-й год правления под девизом Кай-бао (973 г.) канал Учжан переименовали в Гуанцзи. Этот канал начинался от Сятунмэнь к северо-западу от городских стен Кайфэна и тянулся в восточном направлении до Хэцая в Цзичжоу (к юго-западу от современного Юньчэна в Шаньдуне), где впадал в оз. Ляншань и близлежащие болота. Канал Цзиньшуй, черпавший воду из рек Цзиншуй и Сошуй в Синъяне, тянулся на восток более 100 лидо западных стен Кайфэна, где сливался с каналом Бяньшуй, пересекал город и впадал в канал Учжан к востоку от Кайфэна. Помимо Четырёх каналов во времена Северной Сун к северу от Хуанхэ функционировали Императорский канал, канал Юнцзи, доставшийся в наследство от Суй и Тан и не изменивший своего направления. После того как династия Сун переместилась к северу от Хуанхэ, одновременно с содержанием и использованием каналов Хуайнань и Чжэси власти старались привести в порядок канал Чжэдун, который брал своё начало на западе от гор Сяошань в г. Сисин и шёл на восток до плотины Тунмин в уезде Шанъюй.

При династиях Юань, Мин и Цин столица переместилась в район современного Пекина и политический центр сдвинулся на север, однако экономика по-прежнему зависела, прежде всего, от низовий Янцзы и юго-восточных прибрежных регионов. Когда Юань уничтожила Сун и снова объединила страну, то транспортное сообщение между Даду (совр. Пекин) и столицей Южной Сун Ханчжоу, по старой системе каналов, существовавшей при Суй, стало чрезвычайно неудобным, поскольку приходилось делать огромный крюк и расходовать впустую людские и материальные ресурсы. Поэтому был построен Великий канал, соединявший Пекин напрямую с «раем на земле», как называли Сучжоу и Ханчжоу. Великий канал имел не только огромное экономическое значение, поскольку облегчал перевозки, но также был важен с политической точки зрения, так как обеспечивал единство страны. Во времена Юань Цзяньнаньский участок в среднем течении Великого канала (от Ханчжоу до Чжэньцзяна) и Янчжоуский канал (от Янчжоу до Хуайаня) в основном повторяли старые маршруты, проложенные при Суй. Участок от Хуайаня до Сюйчжоу задействовал низовья Хуанхэ, Цзичжоуский участок (который брал начало в Хуанхэ и соединялся с каналом Сы, а потом от Цзичжоу тянулся до границ Дунпина), Хуйтунский участок (от Аньшаня на юго-востоке уезда Сюйчэн до Линьцина) и Тунхуйский участок (от Тунчжоу до столицы в Даду) сооружали поэтапно, причём участок от Линьцина до Тунчжоу появился в результате углубления и повторного использования Императорского канала, прорытого в прежние эпохи. Таким образом, после того как открылась навигация по всей длине Великого канала от Даду до Ханчжоу, податной хлеб можно было провозить по всему маршруту, но путь по сравнению с каналом, который использовали во времена Суй, сократился на две тысячи ли. Во времена Мин и Цин Великий канал постоянно углубляли и ремонтировали, самые заметные изменения – появление канала в форме полумесяца от Янчжоу до Хуайаня в обход оз. Хунцзэ; кроме того, на северном берегу Хуанхэ был прорыт канал Чжун (Срединный) без захода в Хуанхэ. Именно тогда Великий канал превратился в полностью искусственный по всей своей длине.



Великий канал.

Великий канал – один из самых первых и самых протяженных каналов и крупнейший мировой инженерный проект. Это результат труда и мудрости древних китайцев, плод научно-технического прогресса китайского народа. Длина канала составляет несколько тысяч ли, он протекает по множеству регионов на разной высоте над уровнем моря, соединяя такие могучие реки, как Янцзы, Хуайхэ и Хуанхэ. Канал рыли и строили две с лишним тысячи лет, и в ходе этого процесса китайцы не просто смело преодолели ограничения, которые накладывал естественный рельеф местности с реками, текущими с запада на восток, разрешив при этом четыре сложные проблемы (подключение к источнику водоснабжения, удержание объемов воды, изменение ландшафта и уменьшение наносных отложений после наводнений), но и создали множество высокоэффективных инженерных объектов, среди которых наиболее известны судоходные шлюзы, водосливные плотины, резервуары и обводные каналы. Успешный пуск Великого канала с его транспортными мощностями продемонстрировал, какой развитой была в те далекие времена китайская наука в области топографических измерений, речных сооружений и водных перевозок, какими прогрессивными были технологии и инновационный потенциал китайцев.

Открытие Великого канала сыграло важную роль в истории страны. Китай с древних времен был полиэтничной страной, и ради долговременного порядка и долгосрочной стабильности политический центр должен был располагаться так, чтобы контролировать регионы с разнородной экономикой и культурой. Чанъань во времена Хань и Тан и Пекин в эпохи Юань, Мин и Цин выполняли роль таких столиц. Однако это могло увеличивать разрыв между политическими центрами и экономически развитыми регионами. Более того, высокая степень централизации огромного единого государства требовала немалых расходов для поддержания жизни столичного региона, поэтому приходилось максимально полагаться на транспортные мощности. Известно, что с самого начала каналы использовались для перевозки податного хлеба, который доставляли со всех концов страны либо в столичный регион, либо же в важные с военной точки зрения населенные пункты. Это настолько вошло в традицию, что императорские дворы по возможности основывали свои столицы рядом с ключевыми пунктами водного пути для перевозки зерна. Недаром говорили: «Государство основывают с опорой на армию, армия существует за счёт зерна, запасы зерна пополняются за счёт податного хлеба, а хлеб перевозят по каналам». Поэтому, когда переносили столицы, то изменяли и систему каналов, поскольку каналы были экономическими артериями не только столичных регионов, но и всей империи. Если эти артерии оказывались перекрытыми, то судьба правящего дома висела на волоске. Так, когда на 2-м году правления танского императора Дэ-цзуна под девизом Чжэнь-юань транспортное сообщение по каналам на время было прервано, правитель и сановники в Чанъани чуть не умерли с голоду. После того как из южных районов в качестве уплаты налогов наконец-то доставили 30 тыс. хуриса, император поспешил в Восточный дворец к наследнику и сообщил: «Мы с тобой будем жить!». Затем устроили пышный пир, чтобы отметить это событие. В трактате «Всеобщее зерцало, управлению помогающее» в связи с этим приведена цитата из «Ли цзи»: «Если в государстве нет запаса зерна на шесть лет, это повод для беспокойства, если нет запасов зерна на три года, то этому государству конец». «И уж тем более конец тому, – говорится далее, – у кого запасов нет вовсе, но если есть возможность их пополнить, все еще может прийти в норму! Если водное сообщение прервано, то можно не дожить и до конца дня. Танская столица на равнине Гуаньчжун всецело зависела от поступлений с юго-востока. После разорения войны император Дэ-цзун столкнулся с ужасающей нищетой». Считают, что в конце правления династии Юань монголы перенесли столицу из Даду в основном потому, что прекратились поставки зерна с Юга из-за бушевавших там беспорядков. Минские ученые, изучавшие политику того времени, выдвинули теорию, что «Великий канал являлся жизненной артерией государства».

Каналы поддерживали транспортное сообщение и укрепляли связи между различными регионами. На раннем этапе открытие каналов Хань и Хуан впервые связало районы Янцзы и Хуайхэ с Великой равниной и бассейном Хуанхэ, затем древний канал У и канал Байчи связали бассейны Янцзы и р. Цяньтан, что значительно облегчило возможность перемещения на север и юг для жителей восточной части страны. Развитие транспортного сообщения стимулировало экономический и культурный взаимообмен между различными регионами и оказывало огромное влияние на политическое развитие и укрепление единства страны. Каналы выполняли функцию объединения уже при династиях Цинь и Хань, при династии Суй их сложная система соединяла Север с Югом, начинаясь в столице – г. Чанъань и доходя на севере до префектуры Чжо (совр. Пекин), а на юге – до Юйхана (Ханчжоу), общая протяженность каналов составляла более пяти тысяч ли. Великий канал соединял пять крупных речных систем: Хайхэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы и Цяньтан, связывая такие крупные города, как Чанъань, Лоян, область Чжо, Цзюньи (совр. Кайфэн), Цзянду (Янчжоу), области У и Юйхан (Ханчжоу) и тем самым укрепляя связи между различными регионами. По каналам «торговцы путешествовали взад-вперёд, лодки плыли без конца», что содействовало укреплению единства и централизации. «После подавления мятежей в Чэнь в 589 г. всех местных правителей сменили, – говорится в источнике. – Су Вэй снова начал прививать пять принципов нравственности (отцовскую справедливость, материнскую любовь, поддержку младшего брата старшим, почтительность младшего брата к старшему, уважение к родителям), заставляя стариков и детей перечислять их по памяти, отчего все стонали от недовольства», а потому при подстрекательстве местной знати зимой на 10-й год правления под девизом Кай-хуан (590 г.) «в границах прежней Чэнь вспыхнуло восстание». После подавления восстания династия Чжоу прекратила агрессивную экономическую и культурную политику в южных регионах и назначила принца (Цзинь-вана) Ян Гуана командиром армии в Янчжоу. Впоследствии Ян Гуан стал суйским императором Ян-ди, но в Янчжоу он прослужил 10 лет, реализовал политику умиротворения и добился больших успехов. Уже будучи императором, он продолжал ратовать за строительство каналов и трижды ездил на императорской лодке в Цзянду.

Династия Суй просуществовала всего два поколения, однако мятеж, положивший ей конец, отнюдь не был направлен на уничтожение сложившегося порядка. Одной из существенных причин долгого существования империи Тан, несмотря на сепаратизм военных губернаторов после восстаний Ань Лушаня и Ши Сымина, было то, что правящий дом постоянно получал по каналам экономическую поддержку с юго-востока. Попытки усмирить военных губернаторов, как, например, кампании, развернутые императором Сянь-цзуном против Хуайси или императором У-цзуном против Цзэлу, были направлены в первую очередь на то, чтобы держать открытыми дороги к богатствам юго-востока

Иными словами, китайские императоры за неимением собственного Средиземного моря столетиями методично и осознанно покрывали территорию страны сетью речных каналов, которые и сыграли роль её внутреннего каркаса.

Tags: Древний мир, Китай, Средние века, история, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

  • ПРОКЛЯТОЕ СТОЛЕТИЕ

    К началу III в. от Р.Х. караванная дорога длиной в 7.000 километров (или даже больше) связывала воедино огромный Евразийский материк: от Великой…

  • БИБЛИОТЕКИ МИРА: НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КИТАЯ

    Друзья мои! Мы с вами продолжаем знакомиться с интереснейшими публичными книжными собраниями мира. Нынче у нас на очереди второй фильм из…

  • КИТАЙСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ...

    А помните, в начале 1990-ых гг. по телевидению всем надоедали рекламой языковых курсов? Экспресс-метод Илоны Давыдовой. Почти что параллельно этому…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments