Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

XXXV. Из-за чего дерутся львы?

Я давно понял, что не являюсь мудрым человеком: сколько бы знающие люди не говорили мне "Не читай эту книгу: это хлам, шлак и макулатура!", я всё равно покупаю её и читаю, ибо интересно. Ну да и Бог с ней, с этой мудростью: как говорится, не очень-то и надо. Удручает иное: похоже, что за 35 лет жизни я и ума большого не нажил. Постоянно наступаю на одни и те же грабли: прочитал книгу и понял, что зря потерял время, но в следующий раз всё равно куплю нечто подобное и потрачу ценное время на очередное низкопробное чтиво, потому как полагаю, что лучше попробовать и пожалеть, чем не попробовать и пожалеть.

Постоянные читатели моего блога наверняка помнят, как без малого два года назад я радовался приобретению книги С. Махова и Э. Сазаева об англо-голландских войнах XVII века. Правда сразу руки до неё не дошли. Наконец, принялся читать. Осилил авторские предисловие, введение и три первые главы, но затем отложил книгу в сторону и призадумался. Собственно говоря, вопрос меня мучает только один: стоит ли продолжать тратить время на это? Если авторы на протяжении двух с половиной десятков страниц с серьёзным видом рассуждают об экономической истории, о которой не имеют ни малейшего представления, делают ошибки, притягивают за уши факты и просто пишут откровенную ахинею, что же будет дальше? Сам я в военно-морской истории, да ещё и парусного флота, полный профан, но эти самые двадцать пять страниц посеяли в моей душе большие сомнения!

обложка книги

Вот он, авторский opus magnum [1]

Впрочем, обо всём по порядку...

Театр, как известно, начинается с вешалки, а книга, продолжу мысль классика, - с названия. И хотя, по словам одного из авторов, издательство несколько подкорректировало первоначальный замысел, главное в названии оно сохранило: имеется в виду подзаголовок "Англо-голландские войны XVII века". Следуя нему, а также опираясь на авторские сетования по поводу того, что до сих пор "по истории англо-голландских войн книг на русском языке нет" (с. 7), т.к. а) имеющиеся описания изобилуют грубыми ошибками, а то и сознательными фальсификациями и б) в этих работах, как правило, мало уделяется внимания политическим, экономическим и другим аспектам войн, логично было бы ожидать от С. Махова и Э. Сазаева истории англо-голландских войн в широком смысле этого слова. Не знаю, как для вас, дорогие читатели, а для меня это означает, что работа должна состоять, как минимум, из трёх частей: описания причин военного противостояния, изложения боевых действий и фиксации внимания читателя на результатах войн. В идеале можно, конечно, было бы приправить всё это блюдо пикантным соусом из анализа причин успехов и поражений. Но, к моему великому сожалению, ожидания не оправдались: книга получилась, как минимум, без начала и, возможно, без конца. По сути, мы получили очередное описание сражений парусных флотов. В этом качестве её можно начинать читать с любой страницы.

Вместо того, чтобы разобраться с причинами этого грандиозного противостояния, авторы решили заняться разрушением старых мифов, попутно плодя новые: именно из этой книги, дорогие читатели, вы узнаете о том, что голландская Ост-Индская компания была первой акционерной фирмой в мире (с. 10 - 11), хотя таковой принято считать созданную за полвека до этого английскими купцами Московскую компанию, а сам принцип долевого участия в расходах и прибылях использовался едва ли не со времён первых португальских экспедиций в Индию.

Ещё один миф, родившийся под пером С. Махова и Э. Сазаева, - это вывод о судьбе голландской внешней торговли: "Хотя в первой войне с Англией Голландия потерпела поражение, вторую и третью она всё же выиграла. Почему же после двух победных войн голландская торговля так быстро сошла со сцены? Действительно, пик нидерландского купеческого могущества приходится на 1664 год. Период расцвета длится до 1678 года. Дальше же идёт постепенное увядание и государства, и торговли. Что же случилось?.." (с. 4). И в самом деле, что случилось? Понятия не имею, потому как не знаю, с чего вдруг авторы сделали такой вывод! При всей отрывочности статистических данных о хозяйственном развитии Республики Соединённых Провинций в XVI - XVIII ст. существующие оценки позволяют достаточно уверенно утверждать, что внешнеторговый оборот страны в рассматриваемый период устойчиво рос: если накануне Восьмидесятилетней войны, в 1567 г., оборот внешней торговли тогда ещё единых Испанских Нидерландов составлял 38,5 млн. гульденов (в т.ч. импорт - 22,5 млн. гульденов) [2], в 1636 г. один лишь импорт товаров Голландской Республикой оценивается в 48,4 млн. гульденов [3], то уже в конце XVIII ст. оборот внешней торговли страны составлял 263 млн. гульденов [4]! Причём, даже тогда, в конце XVIII в., голландцы продолжали оставаться торговой нацией № 1: в указанный период на душу населения Республики приходилось 300 марок внешнеторгового оборота, в то время как в Англии - 70, а во Франции - 40 марок [5]!

Правда, создание новых мифов совсем не означает, что авторам книги удалось разобраться со старыми. Отнюдь. Так, уже с первых страниц этого opus magnum любознательный читатель узнаёт, что "... Навигационный акт, столь часто вспоминаемый различными историками, сыграл в конфликте лишь второстепенную роль..." (с. 3). Не споря с этим утверждением, хотелось бы обратить внимание на систему авторских доказательств. А она весьма своеобразна: С. Махов и Э. Сазаев пытаются уверить нас в том, что обороты англо-голландской торговли были столь смехотворны, что их просто никто не брал в расчёт. И действительно, что такое эта самая торговля в сравнении с барышами, которые давал голландцам китобойный промысел (с. 4)! Здесь, правда, есть несколько "но".

С одной стороны, из прочитанного не ясно ни то, каким был оборот этой самой торговли (сперва нас удивляют цифрой в несколько десятков сотен фунтов (с. 3), на следующей странице оборот чудесным образом вырастает до 20 - 30 тысяч фунтов (с. 4), а ещё через несколько страниц замирает на планке в 23.430 фунтов стерлингов (с.28); и такое отношение авторов к изложению фактов - скорее правило, чем исключение), ни то, откуда авторы почерпнули свои познания о ней (например, по известным мне трудам эта торговля имела важное значение и для Англии, и для Нидерландов и в XVI-ом, и в XVII-ом, и в XVIII-ом столетиях [6]).

С другой стороны, совершенно не понятно причём тут китобойный промысел! Капиталоёмкий (так, в XVII в. - первой трети XVIII в. снаряжение судна обходилось в 10 тыс. гульденов [7]!) и рискованный (достаточно сказать, что за сто с лишним лет, с 1669 г. по 1778 г., из 14.167 голландских "китобоев" погибло 561 судно, т.е. 4,0% [8]; для сравнения: по расчётам А.Т. Мэхэна, за 20 с лишком лет Революционных и Наполеоновских войн, с 1793 г. по 1814 г., французские крейсеры захватили 2,4% - 2,5% судов британского торгового флота [9]!) бизнес, который давал эти самые 10 млн. гульденов прибыли в особо удачные времена, да и то, не за год, а за десятилетний период. Но это если повезёт: так, за десятилетие 1679 - 1688 гг. доходы от промысла составили 27 млн. 258 тыс. гульденов при суммарных затратах в 26 млн. 350 тыс. гульденов, т.е. норма прибыли не превысила и 3,5% [10]!

Китобойный промысел в северных морях в начале XVIII ст.

Китобойный промысел в северных морях в начале XVIII ст.

Наконец, вообще не понятно, почему, рассматривая Навигационный Акт 1651 г. в качестве возможной причины Первой англо-голландской войны, авторы "Схватки двух львов" ни слова не сказали о том значении, которое имело для экономики Республики Соединённых Провинций обеспечение голландскими судами английской внешней торговли, а ведь уже в начале XVII ст. ежегодно в Англию ходило 500 - 600 голландских "купцов" [11].

Отдельного рассказа заслуживает метода, избранная С. Махов и Э. Сазаев в работе с данными и более всего напоминающая манипулирование этими самыми данными. Например, вот так авторы книги доказывают читателю никчемность англо-голландской торговли: "Действительно, разве можно сравнить двадцать или тридцать тысяч фунтов стерлингов с чистым доходом в 10 миллионов гульденов, полученных Нидерландами в 1650 году только от ловли кита на Шпицбергене!.." (с. 4). И в самом деле, нельзя. Для начала стоило бы объяснить неподготовленному читателю, что эти непонятно откуда свалившиеся на его голову 20 - 30 тыс. фунтов - это на самом деле приблизительно 200 - 300 тыс. гульденов: как говорится, мелочь, а приятно.

Но всё это цветочки. Ягодки же вообще оказывают на читателя удручающее воздействие. Мало того, что авторские вступление и предисловие суть компиляция, так ведь ещё и компиляция, выполненная весьма топорно. Я не поленился и решил-таки разузнать, что это за источник мудрости, к коему припали С. Махов и Э. Сазаев. Их оказалось целых два!

Первый, который авторы цитируют практически на каждой странице, при этом не утруждая себя элементарным закавычиванием текста (оговорюсь сразу: я не считаю текст, позаимствованный в одном книге и вставленный с незначительными перестановками слов в другую книгу, оригинальным), и который можно узнать по носящемуся над головой читателя духу исторического материализма ("Экономическая политика Ост-Индской компании сводилась к хищнической эксплуатации населения и грабежу природных богатств..."), - это советское академическое десятитомное издание "Всемирной истории".

Впрочем, плагиат - не смертный грех. В конце-то концов, кого сегодня удивишь тотальным переписыванием авторами научно-популярной литературы друг у друга предложений, абзацев и целых страниц? Много печальней то, как С. Махов и Э. Сазаев "творчески перерабатывают" полученную у предшественников информацию. Вот небольшой кусочек текста из "Всемирной истории", позаимствованный авторами "Схватки двух львов": "При плохом состоянии сухопутных дорог в Европе торговый флот Голландии, насчитывавший около 15 тыс. кораблей, играл в XVII в. первостепенную роль в развитии международных торговых сношений..." [12]. На выходе же после "творческого переосмысления" информации у С. Махова и Э. Сазаева получился "громадный торговый флот в 20 тысяч кораблей" (с. 4). В данном случае не суть важно то, что 20 тыс. судов торгового флота, равно как и 15 тыс. "купцов", - цифра завышенная в разы, включающая в себя ещё рыболовецкие суда [13]. Важно иное: то, с какой лёгкостью авторы жертвуют фактами, не укладывающимися в Прокрустово ложе их теорий!

Второй источник, используемый С. Маховым и Э. Сазаевым без ссылок на него, - это Википедия. Тут, правда, с передачей информации всё в порядке. Зная о пренебрежительном отношении одного из авторов к этому электронному ресурсу, можно предположить, что С. Махов и Э. Сазаев просто постеснялись корректно процитировать почерпнутые из него сведения.

Если кто-то считает, что это всего лишь придирки с моей стороны, то он глубоко заблуждается: если бы я действительно захотел попридираться, то вспомнил бы о всевозможных мелких ошибках, которых в прочитанном куске книги пруд пруди. Это и постоянная путаница в валютах - то тут, то там авторы, рассказывая о голландском хозяйстве, сбиваются с гульденов на флорины (да, в старых и не очень книгах эти валюты изображались одним и тем же символом - f., а гульден порой также называли флорином, но de facto флорин - монета золотая, а гульден, несмотря на своё название, - серебряная), и географические ошибки (например, крепость Амбойн вдруг ни с того, ни с сего оказывается не на одноимённом острове, а за 250 километров от него, на Новой Гвинее (с. 12) - ошибка как для работы, посвящённой военно-морской истории, в которой традиционно особое внимание принято уделять географии и картографии, прямо скажу недопустимая), и элементарная путаница в терминологии (например, какие-то "миллионные бюджеты вест-индских и азиатских компаний" (с. 3 - 4)).

Таким образом, кратко пробежавшись по прочитанному, я опять возвращаюсь к, наверное, риторическому вопросу: стоит ли продолжать тратить время на это и можно ли довериться авторскому изложению основной части книги?

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Махов С., Сазаев Э. Схватка двух львов: Англо-голландские войны XVII века. - М.: "Вече", 2011. - 384 с. - (Морская летопись).

[2] De Vries J., Van der Woude A. The First Modern Economy: Success, Failure, and Perseverance of the Dutch Economy, 1500 - 1815. - Cambridge: "Cambridge University Press", 1997. - p. 360.

[3] Gelderblom O. The Organization of Long-Distance Trade in England and the Dutch Republic, 1550 - 1650 / The Political Economy of the Dutch Republic / Ed. by O. Gelderblom. - Burlington: "Ashgate Publishing Company, 2009. - p. 233.

[4] Emmer P.C. The Dutch and the making of the second Atlantic system / Slavery and the rise of the Atlantic system / Ed. by Barbara L. Solow. - New York: "Cambridge University Press", 1991. - p. 89.

[5] Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI - XVIII веках. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. - с. 318.

[6] См., например: Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI - XVIII веках. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. - с. 302; De Vries J., Van der Woude A. The First Modern Economy: Success, Failure, and Perseverance of the Dutch Economy, 1500 - 1815. - Cambridge: "Cambridge University Press", 1997. - p. 360; Gelderblom O. The Organization of Long-Distance Trade in England and the Dutch Republic, 1550 - 1650 / The Political Economy of the Dutch Republic / Ed. by O. Gelderblom. - Burlington: "Ashgate Publishing Company, 2009. - p. 233.

[7] Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI - XVIII веках. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. - с. 85; Jenkins J.T. A History of the Whale Fisheries From the Basque Fisheries of the Tenth Century to the Hunting of the Finner Whale at the Present Date. - L.: "H. F. & G. Witherby", 1921. - p. 168.

[8] Jenkins J.T. A History of the Whale Fisheries From the Basque Fisheries of the Tenth Century to the Hunting of the Finner Whale at the Present Date. - L.: "H. F. & G. Witherby", 1921. - p. 167.

[9] Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793 - 1812. В 2-х тт. Т. 2. — СП(б): "Terra Fantastica", 2002.

[10] Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI - XVIII веках. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. - с. 87.

[11] Там же, с. 160 - 161.

[12] Всемирная история. В 10-ти тт. Т. 5. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. - с. 88.

[13] См., например: Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. В 2-х тт. Т. 2. - Челябинск: "Социум", 2004. - с. 217; Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI - XVIII веках. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1949. - с. 160 - 161.
Tags: XVII столетие, Британская империя, Великобритания, Голландская империя, Нидерланды, история, книги, рецензии, торговля, экономика
Subscribe

  • ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

    … Они были в чёрных пальто, в чёрных шляпах, низко надвинутых на глаза, – после не опознать. Но они не рассчитали: реакция у дона…

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: ВЫПУСК № 3

    Сегодня предлагаю всем нам послушать довольно известную, весёлую и к тому же весьма оптимистичную песню, которой уже давно минуло полтораста…

  • ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО КНИГОЛЮБА ВОЙНА – НЕ ПОМЕХА

    Весьма колоритная картина, достойная войти в новые “Los Desastres de la Guerra ” современного Гойи. Как следует из описания к ней,…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments