Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

ПРОХИНДЕИ БЫЛЫХ ВРЕМЁН (2)

Продолжая тему о шарлатанах сталинской эпохи… Лет уж, пожалуй, двадцать, как по ТВ полюбили мусолить одну и ту же историю: с завидным постоянством по «Звезде» и прочим «патриотическим» каналам русскоязычной публике рассказывают историю о том, как дезертир из Красной Армии воентехник 1-го ранга Павленко Николай Максимович сколотил собственную воинскую часть – Участок военно-строительных работ № 5 Калининского фронта, – с которой (с некоторыми изменениями в названии, естественно) и дошёл до самого что ни на есть Берлина, исправно при этом получая повышения в чине и государственные награды.



Бывший начальник УВР-2 то ли «майор», то ли «полковник» Н.М. Павленко.

Со стороны звучит эта история, как нечто невероятное и исключительное. Хотя, ежели полистать старые документы, окажется, что даже после того, как отец русской демократии и гигант мысли перерезал глотку великому комбинатору, в Стране Советской оставалось ещё  немалое количество комбинаторов – как рангом поменьше, так и побольше, нежели Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей. Вот, например, описание деятельности одного из таких филиалов Союза меча и орала, оставленное компетентными товарищами:

14 марта 1934 г.

Совершенно секретно

Зам. председателя ОГПУ т. Ягоде

В дополнение сводки № 1 докладываю: ОДТО ОГПУ, Днепропетровск, Екатерининская дорога, вскрыта крупная шайка, занимавшаяся перепродажей различным организациям и учреждениям, незаконно производившим через своих ходоков – агентов и экспедиторов – закупку внеплановым порядком продукции централизованного снабжения.

Перепродаваемые грузы шайка добывала путём хищений целыми вагонами на ж.д., применяя при помощи подделанных и сфабрикованных накладных, фактур, счетов и прочих документов переадресовку грузов от законных получателей в адреса своей нелегальной клиентуры.

Безобразная система контроля и наблюдения на ж.-д. транспорте за коммерческой стороной продвижения грузов в потребительскую систему и антигосударственный подход учреждений и организаций к вопросу об источниках получения остродефицитной плановой продукции создали, как установлено следствием, широкое поле деятельности для преступной шайки.

На настоящий момент выявлено 19 участников шайки, из которых 9 уже арестованы, в т.ч. её главарь и организатор. В состав шайки входили:

1. Ковтун Филипп Иванович – руководитель шайки, на момент ареста – агент ОРСа Брянского рудоуправления, сын крупного кулака и сам раскулаченный, в прошлом – участник белого движения на Украине, после раскулачивания имел кустарную колесную мастерскую, а затем служил в разных артелях и учреждениях завхозом и агентом по закупкам;
2. Ковтун Ефим Иванович, родной брат руководителя – агент Нухинстроя, в прошлом – активный петлюровец, при помощи подложных документов проникший в Красную армию, арестован;
3. Еланский Трофим Авдеевич – технический конторщик ст. Нижнеднепровск-Узел, кандидат ВКП(б), арестован;
4. Петухов Михаил Александрович – агент Киевского горземотдела, арестован;
5. Булыга Николай Герасимович – референт этого же земотдела, арестован;
6. Зейналов Аскер – агент Азконсервснабсбыта в г. Баку, арестован;
7. Месхели Владимир Николаевич – агент Грузконсервплодоовощь в г. Тифлисе, арестован;
8. Шатилов Андрей Сергеевич – слесарь завода им. Петровского, арестован;
9. Поторока Владимир Константинович – главный бухгалтер комбината «Укрплодоовощь» в г. Днепропетровск, арестован;
10. Черноморченко Григорий Тимофеевич – агент Бердянского педагогического института;
11. Солганюк Леонид – агент Брянского ОРСа;
12. Оганьян Исаак – агент Заготплодоовощь в г. Гагры;
13. Диркулис – агент Брянского ОРСа;
14. Мишин Николай Павлович – зав. базой Днепропетровского утилькомбината, член ВКП(б);
15. Кондрашов – зав. хозяйством строительства шоссейной дороги Сочи – Сухум, член ВКП(б);
16. Петренко Николай – экспедитор нефтесклада ст. Нижнеднепровск-Узел;
17. Кудин Михаил – бывший весовщик ст. Нижнеднепровск-Узел;
18. Туман Григорий Денисович – бухгалтер Рыбальского каменного карьера;
19. Тимкин – зав. металлобазой Утильсбыта Днепропетровского Красного Креста.

Меры к аресту полностью всей шайки приняты.

Показаниями арестованного руководителя шайки Ковтуна Филиппа и проверкой разного рода документов устанавливается, что шайкой за период, примерно, около пятнадцати месяцев, путём подложной переадресовки, похищено на разных дорогах и перепродано различным организациям 32 вагона грузов, а именно: 1 вагон муки, 8 вагонов кирпича, 2 вагона посевного ячменя, 2 вагона кукурузы, 5 вагонов кровельного железа, 3 вагона оцинкованного железа, 3 вагона проволочных гвоздей, 1 вагон стекла, 1 вагон катаной проволоки и 6 цистерн нефти, керосина и бензина. Количество похищенных и перепроданных грузов далеко не исчерпывается приведённой цифрой 32 вагона, т.к. сам Ковтун в своем показании заявляет, что указывает пока только те данные, которые он хорошо помнит, и что в дальнейших показаниях приведёт новые дополнительные данные. Показаниями обоих Ковтунов, Еланского, Зейналова и других установлено следующее:

1. 8 вагонов кирпича в количестве 40 тыс. шт. перепроданы на ст. Илларионово Екатерининской дороги в с. Любимовка коммуне Первого Мая;
2. 1 вагон посевной кукурузы перепродан на ст. Шпола Юго-Западной дороги Шполянскому сахаротресту;
3. 1 вагон макухи перепродан на ст. Игрень Екатерининской дороги Рыбальскому каменоломному карьеру;
4. 1 вагон посевного ячменя перепродан на ст. Верхнеднепровск сельхозартели им. Молотова;
5. 1 вагон посевного ячменя перепродан также на ст. Шпола Шполянскому сахаротресту;
6. 1 вагон посевной кукурузы перепродан на ст. Адлер Северо-Кавказской ж.д. Сальминскому сельскопотребительскому обществу;
7. 1 вагон кровельного железа частью был продан Сальминскому сельпо и частью Союзтрансу в Гаграх, причем первичные переговоры о покупке шли с Гудаутским райисполкомом, который отказался от приобретения ввиду непригодности для него железа по толщине;
8. 1 вагон оцинкованного железа перепродан на ст. Адлер частью Гудаутскому райисполкому и частью Сальминскому сельпо, причем немного спустя тем же организациям был продан ещё 1 вагон железа оцинкованного;
9. 1 вагон оцинкованного железа перепродан на ст. Ганджа Ганджинской бричечной артели;
10. 1 вагон кровельного железа перепродан Бердянскому педагогическому институту;
11. 1 вагон кровельного железа перепродан на ст. Межевая Донецкой дороги Межевскому сельпо;
12. 1 вагон кровельного железа перепродан на ст. Адлер Кельхитскому сельпо Габринскош района;
13. 1 вагон гвоздей проволочных перепродан на ст. Гори Закавказской дороги Грузконсервтресту;
14. 1 вагон гвоздей проволочных перепродан тому же Грузконсервтресту на ст. Тифлис;
15. 1 вагон гвоздей проволочных перепродан на ст. Хачмас Закавказской дороги Азконсервснабсбыту;
16. 1 вагон катаной проволоки был перепродан Смоленскому западному управлению связи, но деньги последнее не уплатило ввиду несоответствия качества проволоки как толстой;
17. 1 вагон гвоздей проволочных перепродан Киевскому горземотделу;
18. 1 вагон кровельного железа перепродан на ст. Буча Юго-Западной дороги Запдоргостобильскому колхозу;
19. 1 вагон гвоздей перепродан на ст. Авдаково Донецкой дороги Брянскому рудоуправлению;
20. 6 цистерн с горючим перепроданы были Новомосковскому горпо, Днепропетровскому легполиту, Межевскому сельпо и Брянскому рудоуправлению, но последнее не получило их, т.к. ввиду неоплаченности тарифа предназначавшееся ему горючее было передано комитету резервов;
21. 1 вагон стекла был перепродан Киевскому горземотделу, но отправка не состоялась, т.к. органы ТО ОГПУ захватили документы, произвели арест.

Следствием установлено, что к преступной переотправке горючего из Баку имел [отношение] какой-то инженер Азнефти по имени Александр Иванович, личность которого устанавливается.

По ориентировочному подсчету шайка заработала примерно свыше 200 тыс. руб. по выявленным следствием грузам, в т.ч. получила от Брянского рудоуправления на 13 тыс. руб. трикотажа.

В момент начавшихся арестов при обыске у Еланского, технического конторщика [ст.] Нижнеднепровск, найден ряд сфабрикованных отправительских документов, подготовленных для новых преступных комбинаций на 6 вагонов, в т.ч. на один вагон цепей Галля, направлявшихся с завода им. Красина законному покупателю Новосибирскому Запсибгосремтранспорту. Следствие развивается.

Начальник ТО ОГПУ Кишкин

Рассылается:

Поскребышеву (для Сталина).

Итак, как следует из документа, группа инициативных товарищей за 15 месяцев умыкнула с железной дороги 32 вагона остродефицитных грузов (стройматериалы, горючее, зерно). Умыкнула без использования оружия и насилия: во главу угла при планировании своих операций комбинаторы поставили знание проблемных сторон функционирования транспортной системы Советского Союза. Грузы продавали в основном предприятиям потребительской кооперации и госконторам, опять же используя хронические язвы «социалистической системы хозяйствования» – товарный дефицит, лимитированные поставки товаров и т.п.

К слову, хотя начальник транспортного цеха отдела ОГПУ некто Кишкин и говорит о численности ОПГ в 19 душ, была она, судя по всему, значительно меньше, ибо многие члены группы – это представители тех самых предприятий потребкооперации, которые покупали для собственных нужд краденные грузы (например, Аскер Зейналов, агент Азконсервснабсбыта в г. Баку, чья контора приобрела вагон краденных проволочных гвоздей).
Tags: XX столетие, Россия, СССР, документы, история
Subscribe

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..»: ВЫПУСК № 3

    На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским – в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments