
Транс-атлантическая торговля рабами в XVI - XIX ст.
Существуют различные взгляды на численность вывезенных с "Чёрного континента" невольников: для периода с 1451 г. по 1870 г. они колеблются в широком диапазоне от 10 до 50 млн. чел. [2]! Вот, например, данные интернет-проекта "Voyages: The Trans-Atlantic Slave Trade Database":

Разница между количеством вывезенных из Африки невольников и числом ввезённых в Новый Свет за весь период транс-атлантической работорговли оценивается приблизительно в 1,8 млн. чел., причиной чего была высокая смертность рабов на перевозивших их судах. Так, в XVIII ст. на голландских "купцах", занимавшихся работорговлей, доля умерших невольников колебалась в пределах 10 - 16% общего количества перевозимых рабов [3].
Собственно говоря, такая смертность ещё невелика: мне вообще не понятно, как основная часть рабов добиралась до своей новой родины. Условия их транспортировки были просто чудовищны. И дело даже не в плохом питании или отсутствии еды, а в расположении невольников на судах: см., например, печально известную схему "упаковки" 454 невольников на британском судне "Brooks" согласно с "Regulation Act" 1788 г.:

Причём эта схема - не теория, не несостоявшийся проект, а реальность и весьма "причёсанная": "... "Stowage of the British Slave Ship 'Brookes' under the Regulated Slave Trade, Act of 1788"; shows each deck and cross-sections of decks and "tight packing" of captives. One of the most famous images of the transatlantic slave trade. After the 1788 Regulation Act, the Brookes (also spelled Brooks) was allowed to carry 454 slaves, the approximate number shown in this illustration. However, in four earlier voyages (1781 - 86), she carried from 609 to 740 slaves so crowding was much worse than shown here; for example, in her 1782 voyage with 609 enslaved Africans, there were 351 men, 127 women, 90 boys, and 41 girls crammed into its decks..."
Более того, в начале XIX ст. суда, перевозившие невольников в Новый Свет, брали на борт, как правило, более 400 рабов. И дело тут даже не в росте водоизмещения судов, нет. Вот, например, сравнительная динамика вместимости судов голландской Вест-Индской компании, занимавшихся перевозкой чёрных невольников из Африки на американский континент, и средней загруженности этих судов рабами в период с 1730-х по 1800-е гг. [3]:


[1] Maddison A. Growth and Interaction in the World Economy: The Roots of Modernity. - Washington, D.C.: The AEI Press, 2005. - p. 75 - 78.
[2] Encyclopedia of Western Colonialism since 1450. Vol. III / Edited by Thomas Benjamin. - Detroit: Thomson Gale, 2007. - p. 1037 даёт нижнюю границу вывезенных из Африки рабов в 15 млн. чел, но тут же упоминает оценку пионера изучения данного вопроса - Филиппа Кёртина в 9.566.100 чел. [Philip D. Curtin. The Atlantic Slave Trade: A Census, 1969].
[3] Postma J. The Dutch in the Atlantic Slave Trade 1600 - 1815. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - p. 146.
[4] Я, конечно, в курсе об Иберийской унии 1580 - 1640 гг., но считаю, что даже статистически выделять этот период нет смысла: при общем количестве ввезённых в XVI - XIX ст. в Бразилию африканских рабов (4.864.373 чел.) на период унии (даже несколько шире: с 1576 г. по 1650 г.) падает 347.220 чёрных невольников, т.е. всего лишь 7,1%. Мне кажется, в данном случае такой мелочью в выводах можно пренебречь.
Journal information