В общем, говорить о творчестве этого персонажа можно бесконечно, поскольку он успел отметиться едва ли не по всем интересным сюжетам

Пауль Людвиг Эвальд фон Кляйст. Тот да не тот.
Суть вопроса такова. Г-н Фурсов опубликовал на своей странице в ВК скрин этой депеши, о коей выразился, как о письме «… в котором он [Уинстон Спенсер-Чёрчилль. – П.Г.] фактически признаёт роль британских правящих кругов в развязывании войны…». Тут же нашлись доброхоты, переложившие его – письмо, не Фурсова! – на русский язык. И – пошла писать губерния! Самые распространённые комментарии из достойных упоминания в приличном обществе это – «… подобный документ не мешало бы предъявлять каждому, кто пытается обвинить СССР в какой-то там ответственности за развязывание Второй Мировой…» и «… этим документом стоит тыкать в лицо либерастам, которые утверждают, что вину за Вторую Мировую войну разделяют оба “тоталитарных” режима…».
Заинтригованы? Но прежде, чем мы перейдём к тексту письма, пару мыслей по поводу его аутентичности и обстоятельств появления.
Во-первых – аутентичность. На самом деле, я ведать не ведаю, фальшивка это или нет. Как говорится, Бог весть! Будем исходить из того, что это реальный документ, хотя подаётся он через третьи руки: опубликован в работе французского журналиста Андрэ Бриссо о Вильгельме Канарисе (Brissaud A. Canaris. – New York, 1974. – pp. 115 – 116), которую процитировала то ли британская, то ли американская писательница (или писатель?) Кэрол Уайт в своей книге с жутко конспирологическим названием (White C. The Dark Ages Conspiracy: Britain’s Plot to Destroy Civilization. – New York, 1980. – pp. 142 – 143). Сами понимаете, этот самый «заговор с целью уничтожения цивилизации» особого доверия к документу не добавляет. Но не будем – о грустном: несмотря ни на что, письмо как раз производит впечатление абсолютно адекватного и той политической ситуации, в которой создавалось, и образу того человека, которому оно приписывается.
Поэтому сразу переходим к – во-вторых, сиречь к обстоятельствам его появления на свет (ежели, конечно, мы принимаем письмо за чистую монету). А дело было так. Осенью 1938 года, когда обострилась ситуация вокруг Чехословакии, германские военные собрались затеять переворот, или, говоря по-человечески, путч: решили, от греха подальше, сбросить Гитлера в трона. И ради этого дела послали гонца в Лондон: поговорить за жисть с местной элитой. Имя гонца было герр Эвальд фон Кляйст-Шменцин.
Занятно, но и К. Уайт, и её русские читатели в лице г-на Фурсова и его

Тот самый гонец и курьер, тайный эмиссар и нарочный.
Прибыв в качестве тайного эмиссара адмирала Канариса и генерала Бека в Британию, фон Кляйст-Шменцин встретился с советником британского МИДа Робертом Ванситартом, который слыл сторонником жёсткой политической линии в отношении Германии, и Уинстоном Спенсером-Чёрчиллем, который о те годы как раз
Насколько я понимаю, дело закончилось ничем, ибо, несмотря на заверения немецкого гостя о том, что ещё немного, ещё чуть-чуть и Гитлеру придёт неминуемый кирдык, англичане с удивлением осознали, что германская оппозиция Гитлеру – это те же яйца, только вид сбоку: её, оппозицию, малость пугал безбашенный напор фюрера, но оттого она совершенно не собиралась отказываться от экспансионистской политики в Европе, которую задекларировал этот самый Гитлер. И тем не менее, по просьбе гостя мистер Спенсер-Чёрчилль написал письмо в поддержку оппозиции, которое и передал герру Эвальду фон Кляйст-Шменцину. То самое письмо, от текста которого нынешние российские красные писают кипятком.
Ну, и теперь самое время перейти к письму. Публикую его в том виде, в каком нашёл в Сети, без каких-либо стилистических правок:
Мой дорогой сэр,
Я приветствую вас здесь как человека, готового пойти на риск, чтобы сохранить мир в Европе и достичь прочных уз дружбы между народами Британии, Франции и Германии, во имя обоюдосторонней выгоды для них.
Я уверен, что переход немецкими войсками или самолетами границы Чехословакии приведёт к возобновлению мировой войны. Я уверен сейчас, так же, как и в конце июля 1914 г., что Англия вместе с Францией и, конечно, с Соединенными Штатами настроены против вас. Несомненно, что демократическим правительствам сложно принять взвешенное решение заранее, но зрелище вооруженного нападения Германии на её небольшого соседа и кровопролитных боев, которые последуют за этим, поднимет общественное мнение в Британской империи и вынудит её правительство принять самые серьёзные решения.
Не надо, прошу вас, заблуждаться в этом. После начала такой войны, её участники будут сражаться как в последний раз до самого конца, и необходимо учитывать не то, что может произойти в течение первых нескольких месяцев, а то, что возможно произойдёт в конце третьего или четвёртого её года. Было бы большой ошибкой думать, что убийство гражданского населения в ходе воздушных налётов будет препятствовать полной мобилизации вооруженных сил Великобритании, пусть мы и пострадаем в первые годы войны сильнее, чем это было в последний раз. Но уже сегодня, подводные лодки являются эффективным оружием, и мы должны иметь свободу морей и поддержку большей части мира. Чем хуже будут последствия воздушных бомбардировок в начале войны, тем более неумолимая будет сама война. Безусловно, все великие народы примут участие в развернувшейся борьбе, и будут вести её до победного конца.
Прочитали? Вот и скажите мне на милость: где тут можно усмотреть попытку будущего самого выдающегося британца ХХ века (согласно социологическим опросам века XXI) развязать новую мировую войну?
Journal information