Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

LXXXVII. О русском православном фундаментализме

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!


Гимн России

Вот уже более полугода украинские власти упоминаются в российском информационном поле не иначе как “хунта” и “фашисты”. И если в сентябре наметилась тенденция на изъятие из выпусков новостей слова "хунта", то разговоры об успешно марширующем по Украине фашизме не только не утихли, но, пожалуй, даже усилились.

В июле с.г. прокремлёвский публицист Александр Роджерс даже попробовал рассмотреть знаменитые 14 признаков фашизма, сформулированные Умберто Эко, на примере Украины. Вывод его, естественно, был прям, как шест Сергея Бубки, и безапелляционен, как Искра Полякова: Украина скатилась в пропасть фашизма. Хотя, если, конечно, это кому-то интересно, лично я полагаю, что вся статья означенного обозревателя есть ни что иное, как попытка натянуть чучело мёртвой совы мужского пола на макет третьей планеты от Солнца.

Впрочем, существует и противоположная точка зрения: на Украине фашизма нет, зато Россия уверенно падает в эту пропасть. Однако, все известные мне попытки рассмотреть этот интересный процесс, ограничиваются обзором внешних событий. Как правило, говоря о фашизации современной России, принято проводить параллельные сравнения некоторых явлений истории Германского Райха 30-х гг. ХХ ст. и Российской Федерации 2000 - 2014 гг.

русский фашизм

И здесь просматривается на удивление много совпадений: это, безусловно, и состояние страны, предшествующее её скатыванию в пучину фашизма (политическая дезориентация населения, экономический кризис на грани разрухи, потеря доверия к либеральным ценностям), и те струны народной души, на которых удавалось сыграть национальным лидерам, чтобы прийти к власти (фантомные боли по потерянной империи), а затем удержать её, и невероятная харизма лидеров, совпадения в действиях правительств обоих государств (проведение Олимпийских игр, аннексия территорий с национальным меньшинством и т.д.). В общем и целом, повторюсь, удивительных совпадений множество, что и позволило сторонникам отстаиваемого утверждения перефразировать известную фразу "Сталин - это Ленин сегодня" и отчеканить её в одном коротком, но емком слове - "Путлер".

Тем не менее, эти сравнения, хотя и остроумны, но всё-таки поверхностны, т.к. отражают форму, но не суть явления.

Именно по этой причине и возникает вопрос: всё-таки происходит ли сейчас фашизация России?

Прежде всего, приступая к анализу любого явления, целесообразно определиться с дефинициями, дабы избежать непонимания. Определений фашизма много. За последние полгода появилось ещё одно, данное в художественной форме харьковским композитором Борисом Севастьяновым применительно к российским реалиям (как они видятся из Украины) и российско-украинскому конфликту:


Впрочем, я не собираюсь настаивать на такой трактовке явления. Обратимся к первой попавшейся под руку веб-энциклопедии - Википедии. Согласно данному в ней определению, "фашизм - это обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа…", основными чертами которого являются: традиционализм, национализм, антилиберализм, антикоммунизм, экстремизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, вождизм, декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.

Вот и давайте рассмотрим соответствие сегодняшней России перечисленным признакам фашизма.

Начнём, пожалуй, с традиционализма.

Сам по себе традиционализм, как это следует из названия, - это идеология, выбирающая в качестве опоры не рациональное (знание), а бессознательное рациональное (опыт предыдущих поколений, кристаллизованный в традиции). Наиболее распространённая его light-версия - это весьма уважаемый многими людьми консерватизм. Ну у какого нормального человека, скажите мне на милость, не вызовет слезу умиления обращение к старым добрым традициям, к героическим деяниям предков, да хоть к тому же хрусту французской булки?

Однако, как это часто бывает, умеренность перетекает в крайность, и вполне себе уважаемое течение общественной мысли начинает заниматься поиском духовных скреп и, в конечном итоге, находит силы в иррациональном (вере). Далеко ходить за примерами не надо. Коль скоро разговор у нас о России, достаточно вспомнить известнейшую антитезу девизу времён Великой Французской революции “Liberté, Égalité, Fraternité” - уваровскую формулу “Православие, Самодержавие, Народность”.

Впрочем, в предложенной формуле общественного бытия ничего плохого, наверное, и нет: всё ж таки это идеология давно минувших дней. Для своего века, может, самое то! А вот, что действительно нехорошо, так это стремление отдельных лиц в начале XXI-го столетия выволочь из старого шифоньера на свет Божий проеденную молью и пропахшую нафталином идеологическую установку века XIX-го и попытаться внедрить её в общественное сознание. Ибо до добра не доведёт: сколько не пришивай ампутированную руку к телу, толку не будет!

Речь, как вы понимаете, дорогие читатели, идёт о политике Московского Патриархата, проводимой в последние пять лет. Особо распространяться о ней здесь, наверное, нет смысла - все примеры и так перед глазами: стремительная экспансия этой организации во все сферы и институты общественной жизни, от вооружённых сил до системы народного образования. И что совсем уж печально, так это та поддержка, которой пользуется Русская Православная Церковь у власти! А ведь на дворе - второе десятилетие XXI-го века. Через три с лишком года будем отмечать столетие ленинского “Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Да и Российская Федерация, судя по её конституции, - государство светское.

Впрочем, все эти факты общеизвестны. Я бы хотел остановиться на других примерах, менее доступных для широкой общественности и более опасных для всех нас – и россиян, и украинцев.

Несколько месяцев назад, ещё до начала вооружённого конфликта на востоке Украины, когда в Донецке только-только было объявлено о создании т.н. Донецкой Народной Республики, я удивлялся тому, что программа временного правительства этого квазигосударственного образования, кроме предоставления русскому языку статуса второго государственного, включала и пункт о свободе исправления религиозных обрядов.

Как теперь выясняется, удивлялся я и сыпал саркастическими репликами зря, ибо это был только пробный шар. Буквально через пять недель, 14-го мая с.г., российское информационное интернет-издание LifeNews, которое весьма сложно заподозрить в оппозиции действующему президенту В.В. Путину, опубликовало проект конституции ДНР.

На первый взгляд, конституция как конституция – ничего особенного. Собственно, прокремлёвские блоггеры так и написали. Разве что “широко известный в узких кругах” (с) севастопольский украинофоб colonelcassad обратил внимание на то, что эта конституция “... весьма похожа на то, что прорабатывалось в Крыму”.

Это действительно так: проект конституции ДНР являлся практически калькой с конституции Республики Крым, принятой месяцем ранее, 11-го апреля с.г. Правда, было одно маленькое, но очень существенное отличие: в то время, как крымские парламентарии объявили Республику Крым светским государством, товарищи из Донецка поставили своё квазигосударство на одну ступень с Исламским государством Ирака и Леванта.

Для сравнения. Вот полное содержание ключевой в рассматриваемом контексте 9-ой статьи конституции Республики Крым:

"1. В Республике Крым признаётся идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

2. Республика Крым - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3. Никакая религия и идеология не могут устанавливаться в качестве государственных или обязательных."


А теперь аналогичная статья из проекта конституции Донецкой Народной Республики:

"1. В Донецкой Народной Республике признаётся идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

2. В Донецкой Народной Республике первенствующая и господствующей верой является Православная вера (Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания), исповедуемая Русской Православной Церковью (Московский Патриархат).

3. Исторический опыт и роль Православия и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) признаются и уважаются, в том числе, как системообразующие столпы Русского Мира."


И если требования, высказанные в апреле с.г. представителями временного правительства ДНР в ходе ночных переговорах Р.Л. Ахметову, были первым звоночком, то проработка проекта конституции в такой редакции - это свидетельство о серьёзных намерениях, имеющихся у неких стоящих за портьерой персон, о использованию карты религиозного экстремизма в деле развала Украины. Ислам, к сожалению, не подходит – культурная среда не та, а, вот, православие - самое оно!

Тем не менее, этот вариант удалось похоронить, и сделали это буквально стоя на подножке уходящего поезда: конституция ДНР была принята в крымском варианте и датирована тем же 14-ым мая с.г.

Впрочем, на этом история конструирования русского православного фундаментализма, как фактора международной политики, не канула в Лету.

Почти одновременно с проведением референдума о судьбе Донбасса на арену вооружённой борьбы за расширение Русскаго Міра выходит И.И. Гиркин - фигура знаковая: безусловно, талантливый и волевой человек, имеющий за плечами богатый военный опыт и, что особо интересно для нас, характеризующийся коллегами ещё и демонстративной приверженностью к православию.

Именно на период его нахождения на руководящих постах в военной иерархии в ДНР приходится третья попытка превращения этого квазигосударства в оплот русского православного фундаментализма.

Даже на фоне религиозной риторики военного министра ДНР и коменданта Донецка, его поклонения православным святыням, особо щедро освещаемого в российских СМИ, знаменитый приказ И.И. Гиркина о запрете матерной брани является чем-то выдающимся (в смысле - поднимающимся над обыденным). Преамбула и разъяснительная часть этого приказа весьма показательны и заслуживают того, чтобы быть процитированными:

“... Мы называем себя православной армией и гордимся тем, что служим не золотому тельцу, а служим Господу нашему Иисусу Христу и своему народу. На наших хоругвиях изображен лик Спасителя. Употребление воинами матерной брани является хулой на Господа и Божью Матерь, которым мы служим, и которые нас покрывают в бою. <...> Слова матерной брани нерусского происхождения, и употреблялись врагами Руси для осквернения наших святынь, чтобы воздействуя на русских воинов через дух, сломить их в бою и поставить народ на колени. Поэтому матерная брань - это богохульство, которое всегда считалось тяжким грехом. Принцип врагов Руси был тот же, что и сегодня у ненавистников христиан, захвативших власть в Киеве, которые приказывают православным украинцам стрелять по своим же храмам, глумиться над хоругвиями с ликом Спасителя и над православным священством...”

фанатики

Исламские фундаменталисты или русское православное воинство?

И вот этот “воин Христов”, спустя три месяца после своего назначения на ключевые должности в т.н. ДНР, 14-го августа с.г., оставил все эти посты и покинул территорию Донбасса. Отчего, спросите вы? Версий много: кто-то полагает, что сам ушёл, кто-то - что его “ушли”. И те, и другие называют разные причины. Оно и понятно: в этой банке с пауками, которую гордо называют Новороссией, действуют различные силы и пересекаются многочисленные интересы.

Лично я надеюсь на то, что уход “Стрелка” - это сворачивание кем-то влиятельным проекта по созданию на востоке Украины экстремистского религиозного анклава. Впрочем, поживём - увидим.

Остаётся только ответить на вопрос: при чём тут Московский Патриархат?

Прежде всего, необходимо понимать, что руководство Русской Православной Церкви не стремится к умиротворению Украины. Вопреки своим многочисленным заявлениям, называющим текущие события на востоке страны братоубийственной гражданской войной, патриарх Кирилл в своём послании патриарху Константинопольскому Варфоломею дал понять, что Московская Патриархия рассматривает конфликт, как идеологическую диверсию, и не собирается отдавать то, считает сферой своих интересов: “... Еще осенью минувшего года, в начале текущего политического кризиса на Украине, представители Греко-католической церкви и раскольничьих общин, выступавшие на киевском Майдане, открыто проповедовали ненависть к Православной Церкви, призывали к захвату православных святынь и искоренению Православия с территории Украины. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны. <…> Мы не можем не замечать того факта, что у конфликта на Украине имеется недвусмысленная религиозная подоплека. Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим Православием на Украине...”

Инструменты для вмешательства в события у предстоятеля Русской Православной Церкви есть, и они не ограничиваются одной лишь гуманитарной помощью беженцам и вознесением “особой молитвы о мире и преодолении междоусобной брани на Украине”.

Здесь уместным будет напомнить читателям о существовании такой вот небезызвестной троицы:

схема

О роли И.И. Гиркина в разворачивании в Донбассе религиозного экстремистского движения я уже говорил. Остаётся добавить, что 30-го января с.г. он обеспечивал безопасность одной из величайших христианских святынь, прибывшей в Крым, - Даров Волхвов, о чём не преминул отметить в своём интервью.

Что характерно, само мероприятие стало возможным при поддержке патриарха Кирилла и К.В. Малофеева, которого иначе как православный олигарх, никто и не называет. Человека, известного своей приверженностью к идее русского великодержавия и помешанного на духовности (между прочим, г-н Малофеев создал Благотворительный Фонд Святителя Василия Великого, который в том числе осуществляет финансовую поддержку в строительстве и восстановлении монастырей и храмов России, т.е. явно вхож в покои патриарха), якшавшегося во время оно с известным антисемитом митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, а также известного тем, что, по слухам, был одним из спонсоров Д.А. Яроша (sic!) на минувших выборах президента Украины, так вот, именно на этого человека такая богохранимая организация, как СБУ, открыла уголовное дело, обвиняя его в финансировании бандформирований, действующих на территории Донецкой и Луганской областей Украины!

Наконец, третий фигурант нашей истории - политтехнолог, а по совместительству государственный деятель т.н. Новороссии А.Ю. Бородай, кроме того, что является старым знакомцем и другом И.И. Гиркина, отметился также в связи с К.В. Малофеевым: по словам последнего, г-н Бородай в течение долгого времени служил консультантом православного олигарха!

Таким образом, у нас вырисовывается интересная картина: в рамках очерченной предстоятелем Русской Православной Церкви стратегии при поддержке Министерства обороны Российской Федерации (главу которого, к слову, СБУ также обвинила в создании бандформирований, выдающих себя за "народное ополчение Донбасса") и на деньги православного олигарха и эмиссара Московской Патриархии г-на Малофеева создавались вооружённые формирования, во главе которых встал другой паладин Русскаго Міра и православия - И.И. Гиркин, а политическое руководство отжатой у Украины территорией осуществлял бывший советник К.В. Малофеева г-н Бородай!

Вот такие пироги...

“А мораль?” - спросите вы, дорогие читатели. Мораль сей басни такова: организаторы движения православного фундаментализма на местах (И.И. Гиркин и А.Ю. Бородай) ушли, но патриарх Кирилл и К.В. Малофеев никуда не делись. Боюсь, нам ещё предстоит стать зрителями очередного акта битвы Русской Православной Церкви за Украину.

Ну и последнее на сегодня: я начал эту заметку с вопроса “Происходит ли сейчас фашизация России?”. Полагаю, сейчас можно твёрдо сказать, что первый признак фашизма - традиционализм - нашёл полное отражение в реалиях путинской России.
Tags: XXI столетие, Россия, Украина, идеология, клерикализм, политика, российско-украинский конфликт, фашизм, церковь
Subscribe

  • ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

    … Они были в чёрных пальто, в чёрных шляпах, низко надвинутых на глаза, – после не опознать. Но они не рассчитали: реакция у дона…

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: ВЫПУСК № 3

    Сегодня предлагаю всем нам послушать довольно известную, весёлую и к тому же весьма оптимистичную песню, которой уже давно минуло полтораста…

  • ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО КНИГОЛЮБА ВОЙНА – НЕ ПОМЕХА

    Весьма колоритная картина, достойная войти в новые “Los Desastres de la Guerra ” современного Гойи. Как следует из описания к ней,…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments