Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

ФИЛОСОФИЧЕСКО-МРАКОБЕСНОЕ...

Я тут совершенно случайно увидал в блоге Андрея Кураева ссылку на диссертацию некоего господина Храмешина Сергея Николаевича. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему «Феномен молитвы в православной религиозной практике и вероучении». Ведущая организация (или как это правильно у учёных называется?) – Славяно-греко-латинская академия (шо, у них разве при царе лицензию не отобрали?). Диссертация защищена автором в июне сего года в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Причём по итогам защиты Диссертационный совет, почесав репу, вдруг принял решение о присуждении диссертанту степени доктора философских наук (сколько ж он им чемоданов «капусты» занёс?).



Вообще, надо сказать, что пан Гридь, перефразируя известное выражение одного русского классика (не литературного! хотя он во всех анкетах указывал литературную работу в качестве своего основного рода занятий, да), страшно далёк от философии. Но тут стало вдруг интересно, что это за странная такая тема, как для философической науки. Раз так, то ни в чём себе отказывать не стал – полистал. А там, знаете ли, тако-о-ое… Ну, вот, судите сами.

С чего начинается Родина любая диссертация? Правильно: с введения, в котором диссертант обычно рассказывает массу интересных вещей.

Во-первых, раскрывает актуальность проблемы. Само это выражение звучит страшно по-научному, а на деле представляет собой попытку на пальцах объяснить титулованным коллегам, которые сидят в президиуме, с какого это бодунища он вознамерился за казённые деньги удовлетворять собственное любопытство.

Ну, если речь идёт о каких-то естественнонаучных дисциплинах, тут с актуальностью всё тип-топ, ибо завсегда можно либо указать реальный (читай – осязаемый толстыми «банкирскими» пальчиками) «выхлоп», либо придумать его, поскольку на самом деле это несложно – естественники всё же: можно наобещать супер-пупер-лекарство, можно – мега-синхрофазотрон; к тому времени, когда оные лекарство и синхрофазотрон потребуют предъявить, заветная «корочка» давным-давно будет оттягивать приятной тяжестью нагрудный карман.

С гуманитариями дело обстоит сложнее, но, в целом, по многим дисиплинам тоже решаемо: если ты, скажем, историк, то всегда «насвистишь» начальству о том, как важно сохранить историческую память о «нужное вписать прописью химическим карандашом», а для того, чтобы сохранить, сперва надо бы его хорошенько исследовать.

Пожалуй, сложнее всего дело с философией. Потому как, по гамбургскому счёту, её вообще мало кто понимает. А ежели сам не понимаешь, то и другим внятно объяснить не сможешь, да. В этом смысле автор помянутой диссертации отличился: уж объяснил Диссертационному совету, нафиг его диссертация сдалась, так объяснил. Цитирую:

Уровень интереса в российском обществе к православной молитве очень высок. Российская и зарубежная религиоведческая наука заинтересованы в получение комплексного исследования православной молитвы. Это обусловлено фактическим отсутствием  фундаментальных  исследований  чрезвычайно важной и, действительно, основной практической деятельности в рамках любой религии, и в частности православной традиции христианства, молитвы, фактического опыта богообщения, онтологии религиозного бытия человека, онтологии религиозного познания мира, самого себя и Бога. Что в свою очередь познаётся именно через молитву в постоянном богообщении, богопознании, боговидении, в широком смысле слова именуемых богословием…

Для начала надо сказать, что пан Гридь ничего не имеет против религии вообще и православия в частности. Более того, пан Гридь сам православный. Но он всё же привык разделять Божье от кесарева и наоборот. В этом смысле как-то уж совсем дико звучит обоснование господина Храмешина: народишко наш шибко молитвами интересуется, потому надоть их изучать. Но я так понимаю: интерес широких народных масс к православным молитвам есть интерес строго ненаучного свойства, и потому им, широким народным массам, наплевать на результаты любого научного исследования. Почему подкреплять собственное стремление к карьерному росту на философской ниве ссылками на опросы общественного мнения суть натуральное шарлатанство.

Во-вторых, в введении диссертант обычно много чего интересного рассказывает собравшимся, включая и исполнение песни об источниках, на которых базируется исследование. Тут автор тоже постарался. Готовы? На всякий случай пристегнитесь к табурету: полёт обещает быть опасным для мозга. Итак, слово новоиспечённому доктору философских наук:

Научная работа выполнена на достаточно обширной эмпирической и источниковой базе. Источниками для диссертационного исследования выступили тексты Священного Писания, Священное Предание Церкви, которые включают общие и  конкретные  наставления  относительно  правил  совершения  христианской  молитвы, а также труды святых отцов в качестве практического описания персонального опыта молитвы…

Ну, с источниками всё понятно: они конкретны, потому претензий не имею. Но, вот, обширная эмпирическая база… Хм… Это, вообще, как? Эмпирическую базу в исследовании экономических вопросов я себе представляю: хозяйственная статистика, отчётность предприятий и т.п. Но эмпирическая база да ещё и обширная в изучении вопроса православной молитвы… Это ж пипец какой-то!
Tags: XXI столетие, Россия, философия
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment