
Ядерный «гриб» от наземного взрыва РДС-1. Казахская ССР. Семипалатинский испытательный полигон. 29 августа 1949 года. В устройстве был использован плутоний, произведённый на заводе «Маяк».
... Около 13% персонала химико-металлургического завода “Маяк”, и до 23% из числа работавших в первые 10 лет на радиохимическом, заболели хронической лучевой болезнью. У большинства (около 2.000 человек) она была связана с интенсивным внешним гамма-излучением, а у 123 человек, работавших 6 – 8 лет (в основном в 1949 – 1954 гг.), с высоким содержанием в организме Pu-239. Поглощенная доза на легкие была от 4,3 до 11,8 Гр у лиц, страдавших профессиональным пневмосклерозом. У 54 из них был пневмосклероз смешанной (радиационно-химической) природы. У части работников (9 человек) заболевание носило подострый характер и быстро прогрессировало. Все они погибли в раннем возрасте от нарастающей дыхательной недостаточности и её осложнений.
Первые публикации по плутониевому пневмосклерозу появились в 1961 г. (Л.Г. Волкова, В.П. Никитин, А.А. Мишачёв). У остальных, том числе не имевших клинических проявлений пневмосклероза, но работавших в те же особенно неблагоприятные по условиям труда годы, была позднее отмечена повышенная (по сравнению с контрольными группами, где относительный риск < 1,0) частота злокачественных опухолей с характерной для распределения плутония локализацией: лёгкие, печень, костная ткань (всего за 50 лет они были у 233 человек среди 3.176 работавших на заводе “B” в первые десять лет)...
Заметьте: это вам не испытания на Тоцком полигоне. Тут не единоразовые действия – погнать войска в эпицентр взрыва и посмотреть, что там да как. Тут народишко годами в экстремальных условиях работал. А почитать, как была налажена система охраны труда, так и вообще остатки волос на темечке во фрунт станут (Там же, с. 95):
… Металлургическая цепочка работала в атмосфере аргона, поэтому давление в камерах поддерживалось чуть выше, чем снаружи, то также способствовало загрязнению воздуха в производственном помещении. Загрязнённый воздух из камер поступал в помещение и только потом удалялся вытяжной вентиляцией. Таким образом, всё время шла перекачка грязного воздуха из камер в вентиляционную систему через рабочую зону. Когда не было в камерах продукта, цепочку для профилактики продували аргоном – давали сильное давление, перчатки надувались. Случайно проведённый в это время дозиметрический замер в комнате показал, что загрязненность воздуха при этой операции возросла в сотни раз…
Ещё раз: в данном конкретном примере загрязнённость воздуха – это не пыль и угар, чего в любом металлургическом производстве всегда в избытке, в данном случае загрязнённость воздуха в цеху – это повышение в сотни раз радиационного фона.
Journal information