Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

ОСОБЕННОСТИ БЫТИЯ ПРАВОСЛАВНОГО КЛИРА

В записках арабского путешественника раннемодерной эпохи Булоса ибн Макариуса аз-Заима ал-Халеби, более известного широкой публике под именем Павла Алеппского, есть замечательное место, описывающее нравы современного автору православного духовенства христианского Востока.

Итак, Антиохийский патриарх Макарий приезжает со свитой в 1654 году в Московию. Первый крупный русский город у него на пути – Путивль. Там их встречают по-царски. Там они впервые знакомятся с обычаями этой далёкой и такой не похожей страны. Непохожей во всём: от гастрономических предпочтений до того, что, казалось бы, должно быть единым на просторах всего православного мира – церковных обычаев. И вот, оказавшись в Путивле, отмаявшись на первых же заутренях и вечернях, что пишет относительно царящих в Московии порядках автор в книге «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским»:



Группа быстрого реагирования Приказа по контролю за оборотом наркотиков выдвигается на перехват нарко-каравана. Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве. Картина кисти художника Андрея Петровича Рябушкина. 1897 год.

… Что касается нас, то, как нам советовали, учили и предостерегали нас друзья, которые уже бывали в этой стране и знали, каков нрав у жителей, мы волей-неволей к ним приноравливались и что они делали, тому подражали и мы. Сведущие люди нам говорили, что если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живёт среди них, как подвижник, являя постоянное воздержание и пощение, занимаясь чтением (молитв) и вставая в полночь. Он должен упразднить шутки, смех и развязность [и отказаться от употребления опуима], ибо московиты ставят надсмотрщиков при архиереях и при монастырях и подсматривают за всеми, сюда приезжающими, нощно и денно, сквозь дверные щели, наблюдая, упражняются ли они непрестанно в смирении, молчании, после и молитве, или же пьянствуют, забавляются игрой, шутят, насмехаются или бранятся…

Как в подобных случаях говорил Киса Воробьянинов, однако! Православный архиерей или монах, курящий опиум, – «… эта штука посильнее, чем “Фауст” Гёте!». Если в Европах христианский клир всё больше предпочитал заливать за воротник, то в Алеппо сказалась, вероятно, мусульманская традиция – и местное духовенство, в общем-то, этнические арабы, сирийцы и прочая братия, не брезгуя винцом, любило для расширения религиозного сознания расслабления, время от времени, забить косячок.

Tags: XVII столетие, Ближний Восток, Московское царство, Османская империя, Павел Алеппский, Россия, Турция, история, наркотики, нравы, православие, цитаты
Subscribe

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments