Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

ШПИОНСКО-ЦЕРКОВНОЕ...

Я, признаться, по собственной темноте и дремучести всегда считал, что в жизни церковника может быть только два имени – крестильное, данное ему в самом начале земного пути, и монашеское, полученное при принятии схимы. Но почитал тут биографию Феофана Прокоповича (того самого, который зело любил художественно насвистывать сладкие речи в уши знатных или просто высоко взлетевших особ) авторства И.А. Чистовича и зело удивился, ибо наш пострел везде поспел.



«Ну и рожа у тебя, Володька!». Елеазар, он же – Елисей, он же – Самуил, он же – Феофан Прокопович. Портрет кисти неизвестного художника неведомо какого времени, да и вообще, большие у меня сомнения имеются по поводу того, чья это физиономия на нём намалёвана.

Родился он в семье киевского крамаря Церейского летом 1681-го года и при крещении получил имя Елеазара. Через семнадцать лет, в 1698-ом году, вьюнош закончил курс обучения в Киево-Могилянском коллегиуме и решил продолжить учёбу. Но так как в православном мире особливо негде было заняться этим благим делом, то он пошёл по протоптанной старшими товарищами и коллегами тропинке – вступил в братство Битевского базилианского монастыря (по другим сведениям, во Владимир-Волынский коллегиум), перешёл в униатство, а затем, до кучи, был пострижен в монахи под именем Елисея. После этого он мигрировал во Львов, затем – в Краков, после, пройдя пол-Европы, дошёл до Рима, где и поступил в Папскую греческую коллегию святого Афанасия.

Набравшись в Европах ума и знаний, теперь уже монах Елисей в 1702-ом году вернулся в Украину и там, в Почаевской Успенской Лавре, которая находилась аккурат на границе Галичины и Малороссии, он отрёкся от униатской веры, принял епитимью, после чего был пострижен тамошним игуменом в монахи уже по православному обряду под именем Самуила (вероятно, Самойла).

Но и это ещё не конец истории, ибо пройдёт несколько лет, прежде чем в 1705-ом году он переменит имя на Феофана в честь своего благодетеля – дяди по материнской линии Феофана Прокоповича, наместника киевского Братского Богоявленского монастыря, профессора и ректора Киево-Могилянского коллегиума, принявшего на себя заботы о судьбе племянника после смерти обоих его родителей.

Tags: XVII столетие, XVIII столетие, Украина, история, нравы, церковь
Subscribe

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments