Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

XV. Трезубец Посейдона

Насколько благополучие великой державы связано с морской торговлей? Во многом ответ на этот вопрос зависит от того, к какому типу государства относится эта держава. Если речь идёт о континентальной империи, как Россия, то сокращение морской торговли для её благополучия не критично. Однако не так спокойно относятся к малейшему снижению объёмов внешней торговли и морских перевозок так называемые талассократии. В этом плане небезынтересно обратиться к примеру из поздней истории Британский империи.

Как известно, Англия (а затем её наследница - Великобритания) в своей истории прошла длинный путь от рядового, ничем не примечательного островного государства до мастерской мира, мирового купца и мирового перевозчика. Именно многочисленный транспортный флот позволял империи преобразовывать промышленную мощь и выгоды географического положения в ощутимые политические дивиденды.

Samaria

Лайнер "Samaria" англо-американской судоходной компании "Cunard White - Star Line"

Многочисленные армии опытных моряков и развитые судостроительные мощности дали Британии возможность создать крупный торговый флот, который, благодаря успешной политике правящих кругов и мощи Королевского флота, завоевал себе почётное место мирового лидера. Ну а формирование в XIX в. единого мирового рынка в купе с принципом свободной торговли, исповедуемым британцами, сыграло им на руку.

динамика морских перевозок

По оценочным данным, за шесть десятилетий XIX ст., с 1830 г. по 1888 г., объём морских перевозок вырост в 14,6 раза, а стоимость перевозимых грузов - в 7,7 раза [1]! И на этом рост мирового рынка морских перевозок не остановился.

интенсивность судоходства через Суэцкий канал

Одной из оживлённейших водных магистралей планеты в последней трети XIX в. становится одно из чудес света индустриальной эпохи - Суэцкий канал. В определённой степени интенсивность судоходства через него позволяет оценивать динамику всего рынка морских перевозок. Так вот, в период с открытия канала (17.XI.1869 г.) и вплоть до Великой депрессии 1929 - 1932 гг. чистая вместимость судов, прошедших через него, выросла в 76,6 раза [2]!

Столь динамично развивающийся спрос на морские перевозки имел следствием рост предложения, выразившееся в увеличении тоннажа торгового флота [3]:

вместимость тоннажа торгового флота

Итак, за без малого полтора столетия суммарная вместимость торгового флота всех стран мира выросла в 17,2 раза! Однако увеличение объёма рынка морских перевозок с начала XX ст. сопровождается стабильным ухудшением позиций британских фирм на нём [4]:

роль британского торгового флота в перевозках

В целом, за чуть более чем четверть века доля британского торгового флота в мировом сократилась с 45,4% в 1910 г. до 30,3% в 1939 г. При этом конкуренты не стояли на месте: САСШ, пройдя через многие успехи (28,0% в 1920 г.) и неудачи (11,6% в 1913 г.), сумели улучшить свой показатель с 12,1% в 1910 г. до 17,3% в 1939 г.

Трезубец Посейдона ускользал из рук британцев...

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Диаграмма составлена по: Mulhall M.G. The Dictionary of Statistics. - London: George Routledge and Sons, Ltd., 1892. - p. 573.

[2] Диаграмма составлена по: The Statesman's Yearbook'1877, 1885, 1887, 1896, 1913, 1919, 1921, 1931.

[3] Диаграмма составлена по: Brassey's Naval and Shipping Annual'1923; Mulhall M.G. The Dictionary of Statistics. - London: George Routledge and Sons, Ltd., 1892. - p. 520; Statistical Yearbooks of the League of Nations.

[4] Диаграмма составлена по: Brassey's Naval and Shipping Annual'1923; Statistical Yearbooks of the League of Nations.
Tags: XX столетие, Британская империя, Великобритания, история, торговля, экономика
Subscribe

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…