Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

ПАРОВОЗНО-ПРОГРЕССИВНОЕ...

А помните старый советский фильм «Весна на Заречной улице»? Ну, тот самый, где главные герои в промежутках между занятиями всякой классово верной фигнёй пытались петь добрые песни и выстраивать нормальные отношения. Там ещё такая интересная сцена есть, когда учительница русского языка Татьяна Сергеевна идёт металлургический комбинат вызвать родителей искать своего ученика Сашу Савченко, который бросил учёбу в вечерней школе, и в какой-то момент мимо неё проезжает паровоз, который тянет платформы то ли с сырьём, то ли с готовой продукцией.

Фильм был снят в 1956-ом, т.е. всего за год до запуска первого искусственного спутника Земли. Начало космической эры и – паровозы! Какой-то оксюморон, хотя, конечно, использование паровой тяги в транспортном хозяйстве промышленных предприятий Советского Союза в это время ещё так-сяк объяснить и понять можно: всё-таки всего десять лет как война закончилась – страна лежит в развалинах и т.д. и т.п. С другой стороны, если вы давно уже отрапортовали о восстановлении разрушенной индустрии, надо бы хоть как-то соответствовать своим бодрым утверждениям. Но ладно…



Локомотив компании “Linke-Hoffmann” из Бреслау. 1920-ые – 1930-ые годы. Шучу, конечно: в Союзе эксплуатировались машины поновее и продвинутее. Хотя, согласитесь, красавец!

Самое интересное – это чуть позже: 1970-ый год. В космосе уже побывали и Белка со Стрелкой, и Гагарин, и ещё масса людей. Облетели Луну, высадились на её поверхность сперва не наши люди, а потом и наша железная кастрюля на гусеницах «Луноход-1». Короче говоря, прогресс шагает по планете семимильными шагами. А в это время в СССР… паровозы не уступают своё место под солнцем гарантированное им советским Кодексом законов о труде: в 1970-ом году на долю паровозной тяги приходилось 3,5% грузооборота железнодорожного транспорта (Зусман Л.Л. Металлический фонд народного хозяйства СССР. – М.: «Металлургия», 1975. – с. 129)! Подчеркну особо: речь идёт не о перевозке грузов из цеха в цех на промышленных предприятиях как это было показано в фильме «Весна на Заречной улице»; речь идёт о коммерческих перевозках на магистральном железнодорожном транспорте.

UPD. Поскольку стали возникать вопросы по другим странам, вот сведения по наиболее развитым из них, взятые из Википедии. Т.с., для сравнения.

США:

“... the Grand Trunk Western used some steam power for regular passenger trains until 1961, the last instance of this occurring unannounced on trains 56 and 21 in the Detroit area on 20 September 1961 with 4-8-4 6323, one day before its flue time expired. The last steam-powered standard-gauge regular freight service by a class 1 railroad was on the isolated Leadville branch of the Colorado and Southern (Burlington Lines) 11 October 1962 with 2-8-0 641. Narrow-gauge steam was used for freight service by the Denver and Rio Grande Western on the 250-mile (400 km) run from Alamosa, Colorado to Farmington, New Mexico via Durango until service ceased on 6 December 1968. The Union Pacific is the only Class I railroad in the US to have never completely dieselised, at least nominally. It has always had at least one operational steam locomotive, Union Pacific 844, on its roster. Some US shortlines continued steam operations into the 1960s, and the Northwestern Steel and Wire mill in Sterling, Illinois, continued to operate steam locomotives until December 1980...”.

Великобритания:

“... After 1945, problems associated with post-war reconstruction and the availability of cheap domestic-produced coal kept steam in widespread use throughout the two following decades. However the ready availability of cheap oil led to new dieselisation programmes from 1955, and these began to take full effect from around 1962. Towards the end of the steam era, steam motive power fell into a state of disrepair. The last steam locomotive built for mainline British Railways was BR Standard Class 9F 92220 Evening Star, which was completed in March 1960. The last steam-hauled service trains on the British Railways network ran in 1968, but the use of steam locomotives in British industry continued into the 1980s. In June 1975, there were still 41 locations where steam was in regular use, and many more where engines were maintained in reserve in case of diesel failures. Gradually, the decline of the ironstone quarries, steel, coal mining and shipbuilding industries – and the plentiful supply of redundant British Rail diesel shunters as replacements – led to the end of steam power for commercial uses...”.

Западная Германия:

“... Around 1960, the Bundesbahn in West Germany began to phase out all steam-hauled trains over a period of ten years, but still had about 5,000 of them in running condition. Even though DB were very assertive in continuing the electrification on the main lines – in 1963 they reached 5,000 km (3,100 mi) of electrified routes – and dieselisation with new developed stock, they had not completely removed steam locomotives within the ten-year goal. In 1972, the Hamburg and Frankfurt departments of the DB rail networks became the first to no longer operate steam locomotives in their areas. The remaining steam locomotives began to gather in rail yards in Rheine, Tübingen, Hof, Saarbrücken, Gelsenkirchen-Bismarck and others, which soon became popular with rail enthusiasts.

In 1975, DB's last steam express train made its final run on the Emsland-Line from Rheine to Norddeich in the upper north of Germany. Two years later, on 26 October 1977, the heavy freight engine 44 903 (computer-based new number 043 903-4) made her final run at the same railway yard. After this date, no regular steam service took place on the network of the DB until their privatisation in 1994...”.

Япония:

“... The last steam passenger train, pulled by a C57-class locomotive built in 1940, departed from Muroran railway station to Iwamizawa on 14 December 1975. It was then officially retired from service, dismantled and sent to the Tokyo Transportation Museum, where it was inaugurated as an exhibit on 14 May 1976. It was moved to the Saitama Railway Museum in early 2007. The last Japanese main line steam train, D51-241, a D51-class locomotive built in 1939, left Yubari railway station on 24 December 1975. That same day, all steam main line service ended. D51-241 was retired on 10 March 1976, and destroyed in a depot fire a month later, though some parts were preserved.

On 2 March 1976, the only steam locomotive still operating on the JNR, 9600-39679, a 9600-class locomotive built in 1920, made its final journey from Oiwake railway station, ending 104 years of steam locomotion in Japan...”.

Ну и Советский Союз, конечно же. Куда же без него:

«… паровозная тяга использовалась в СССР в регулярном железнодорожном сообщении до середины 1970-х годов. По данным историка железной дороги В.А. Ракова на поездной грузовой работе паровозы использовались до 1978 года. В дальнейшем паровозы работали на некоторых второстепенных участках железных дорог. В Латвийской ССР на маршрутах Плявиняс – Гулбене и Рига – Иерики – Пыталово паровозы серии Л водили грузопассажирские поезда как минимум до 1980 года. На участке Питкяранта – Олонец в Карелии паровозы серии Эр водили грузовые поезда до 1986 года. На перегоне Рославль I – Рославль II паровоз серии Л работал с грузовыми составами в 1989 году. Отдельные паровозы в некоторых регионах страны использовались на манёврах в железнодорожных депо и узлах, а также на промышленных предприятиях вплоть до начала 1990-х, некоторые, в частности паровоз ОВ-324, работают до сих пор. Дольше остальных задержались на паровозной тяге некоторые узкоколейные железные дороги страны…».
Tags: XX столетие, Россия, СССР, железные дороги, история, транспорт, экономика
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…