Вот вам пример из свеженького. Довольно давно ищу биографию германского комми № 1 товарища Эрнста Тельмана. Ищу и не могу найти. Не, так-то биографии имеются, да только нормальных на русском языке – увы! – не нахожу. Потому в конечном итоге пришлось обратиться к тому, что есть. После исключения из списка художественных текстов в наличие остаётся монументальное издание Бредель В. Эрнст Тельман: Политическая биография / С предисловием Вильгельма Пика и речью, посвящённой памяти Эрнста Тельмана, произнесённой Вальтером Ульбрихтом 18 августа 1949 года. Перевод с нем. М.О. Чечановского. – М.: «Изд-во иностранной литературы», 1955. – 207 с.

«Монументальное» не в том смысле, что это мощно в интеллектуальном плане написано или страниц там чуть меньше, чем дофига (на самом деле до состояния «дофига» автору предстояло ещё работать в поте лица своего), а по причине того, что оная книжка была сделана в стилистике изданий Института Маркса – Ленина – Сталина (хотя и, повторюсь, в другом издательстве): та же обложка, та же пропагандистская трескотня.
Ну, ладно, Бог с ней, с трескотнёй. Открыл я книгу. Начал читать. Споткнулся об одну фразу. Крякнул, но чтение продолжил. Споткнулся о другую фразу. Закрыл книгу. Еле удержался, чтобы не удалить с компьютера. Не, а как вы себе представляете реакцию на начало подглавы с интригующим названием «Инфляция»? Правильно: мне, как экономисту, всегда интересно, кто там и чего напишет об этом явлении, особливо, когда речь идёт о Германии 1920-ых гг. Уверен, не догадаетесь, чего по этому поводу сочинил товарищ Вилли Бредель. Общий вектор движения, возможно, уловите, но не более. Потому как германский комми написал, как припечатал (с. 66):
«Инфляция представляла собой тщательно обдуманное гигантское разбойничье наступление германского финансового капитала на сбережения мелкого люда и на заработки рабочих и служащих. Полное обесценение германской марки довело народ до нищеты, монополисты же и магнаты военной промышленности, вложившие свои капиталы в материальные ценности и обратившие их в иностранную валюту, не только освобождались от долгов, но становились миллиардерами.
Между тем послевоенная инфляция вскоре превзошла первоначальные планы её инициаторов, угрожая поглотить их самих в этом водовороте...».
Чувствуется, что в затылок автору дышал то ли дедушка Николая Старикова, то ли папаша Валентина Катасонова с маузером наперевес…
Journal information