Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

ЭЛИТА

В социологии и политологии есть такой термин – «элита»: это совокупность людей, которые управляют государством. Обыватель, когда слышит столь громкое слово применительно к тем самым рожам персонам, кои он по семь раз на дню видит в «зомбоящике», обычно кривится, как от лимона: «Да какая они, мать-перемать, элита!». Но это тот случай, когда из песни слова не выкинешь.



Политическая карикатура художников Уолта МакДугалла и Валериана Грибаедофф «Царский пир Валтасара Блейна и денежных королей» на кандидата в президенты США от Республиканской партии Джеймса Гиллеспи Блейна. Богатые и влиятельные деятели обедают на тарелках с надписями «Лоббистский пудинг», «Монопольный суп», «Военно-морской контракт» и др., в то время как бедная семья просит милостыню. Надписи под карикатурой: «Дань уважения мамоне», «Блейн водит дружбу с могущественными денежными королями», «Банкет в его честь прошлым вечером в ресторане “Delmonicos”, «Миллионеры и монополисты скрепляют свою верность». “The New York World”, October 30, 1884.

Хотя, конечно, занятно иной раз сравнить элиту ту, из прошлых времён, и элиту эту, сегодняшнюю. Как-то не в пользу нынешней сравнение выходит. Вот, скажем, читаю я мемуары князя В.П. Мещерского. Дохожу до его характеристики С.Ю. Витте – и что же? Жутко недоволен Владимир Петрович Сергеем Юльевичем. Можно сказать, до зубовного скрежета. Как на духу, раскрывает перед читателем душу:

«… Умственные прелести Витте исходили от ума, в котором слышался самородок [...], но в то же время в нём слышался недостаток государственного образования. Он очень слабо владел французским языком, совсем не знал немецкого и с европейским умственным миром был знаком только посредством нескольких переводных отрывков, а литература, кроме научной и его специальности, литература всего образованного мира и русская, мир искусств, знаний истории – всё это было для него чужое и очень мало известное.

[...]

Как бы даровит ни был его ум, эти крупные пробелы в его образовании сказались после, когда он занял высокое положение в государственной иерархии и должен был из специалиста-техника превратиться в государственного человека.

Сознавая нужду в государственном образовании не только русском, но и европейском, он стал урывками заглядывать в книги, но дело служебное лишило его времени для этого государственного образования, даже русского, и когда много лет спустя, после блестяще пройденного им пути министра финансов, ему пришлось играть первую роль на сцене государственного управления, его большой ум, его дарования, его энергия не могли помешать отсутствию политического европейского образования и недостаточному знанию России, являться непобедимыми препятствиями к успеху в его новой государственной деятельности...».

Так и слышится в этих словах мемуариста глухой упрёк государю-императору: дескать, царь батюшка, ты кого нами, надёжа, управлять поставил? Что это за неуч тифлисский? Французским владеет плохо. Немецкого вовсе не знает. Искусством не восхищается и беллетристику особливо не жалует. Тьфу на него! Хотя, признаюсь читателям этого блога, после таких претензий как-то страшно даже вспоминать фамилию «Мединский», ага.



Или другой пример: элита, но уже в большей степени финансовая и хозяйственная, нежели политическая. Хотя всё равно государственная. Итак, понедельник 15-ое апреля 1912 года. Северная Атлантика. Раннее утро. Очень раннее. Ко дну идёт крупнейший пассажирский лайнер современности – британский трансатлантический пароход «Титаник». На борту судна к моменту катастрофы находилось 908 членов экипажа и 1.316 пассажиров (суммарно 1-го, 2-го и 3-го классов). Итого – 2.224 души. В их распоряжении имелось 20 спасательных шлюпок, рассчитанных на 1.178 посадочных мест. Температура забортной воды: минус 2 градуса по Цельсию.

Остаться на пароходе – гарантированная смерть от утопления, прыгнуть за борт, дабы попытаться в спасательном жилете удержаться на поверхности воды до прибытия помощи, – верная смерть от переохлаждения, а мест в шлюпках на всех не хватит. Как быть? В общем-то, каждый решал сам за себя, но вот, что получилось в итоге:



Среди пассажиров всех трёх классов процент спасённых женщин и детей существенно выше, чем мужчин, а в 1-ом и 2-ом классах так и вообще были спасены почти все женщины и дети.

Вы спросите: к чему это я? Отвечу вопросом на этот незаданный вопрос. Но прежде, для понимания, перечислю некоторые имена людей «мужеска пола» из числа пассажиров 1-го класса, которые уступили своё место в спасательной шлюпке женщине или ребёнку: американский миллионер подполковник Джон Джекоб Астор IV; советник двух американских президентов – Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта – Арчибальд Уиллингхем Деграффенрейд Кларендон Батт; ещё один миллионер и американец Бенджамин Гугенхайм; коммерсант и финансист Уолтер Дональд Дуглас; банкир и член конгресса штата Вирджиния Роберт Уильямс Дэниел; американский архитектор Эдвард Остин Кент; художник, скульптор и писатель Френсис Дэвис Миллет; канадский политик и предприниматель Гарри Мэкленд Молсон; американский коммерсант, брокер, инвестор, животновод, спортсмен и строитель здания посольства Узбекистана в Вашингтоне Кларенс Мур; канадский инвестор и, как о нём принято писать, «значительный бизнесмен» Джордж Генри Райт; издатель Уильям Томас Стэд; американский топ-менеджер железнодорожной компании “Pennsylvania Railroad” Джон Борланд Тайер II; промышленник Джордж Дантон Уайднер с сыном Гарри Элкинсом Уайднером; ещё один американский заводчик полковник Джордж Денник Уик; адвокат и просто человек, приложивший руку к созданию Международной федерации тенниса Чарльз Дуэйн Уильямс; консервный магнат из Орегона Фрэнк Мэнли Уоррен-старший; американский журналист и литератор Жак Хит Фатрелл; бродвейский продюсер и владелец театра Генри Бёркхардт Харрис; президент канадской железнодорожной компании “Grand Trunk Railway” Чарльз Мелвилл Хэйс; совладелец крупнейшей сети универмагов “Macys” американец германского происхождения Айсидор Штраус; ирландский коммерсант-судостроитель и топ-менеджер одной из крупнейших британских верфей “Harland and Wolff” Томас Эндрюс-младший.

Короче говоря, как ни крути, а пассажиры 1-го класса, в то трагическое утро отошедшие в сторону от шлюпок, были богаты, известны и имели некоторый вес в обществе, т.е. принадлежали к элите во всех смыслах этого слова. И вот тут я возвращаюсь к своему вопросу, который чуть выше обещал задать в качестве ответа на другой вопрос: а вы представляете себе картину, что бы господин Якунин (тоже ведь далеко не бедный, вполне известный и наверняка весьма уважаемый в узких кругах человек) или, скажем, господин Ротенберг, оказавшись (не дай Бог, конечно) на борту тонущего круизного лайнер, остались бы с невозмутимым видом играть в покер за столом в кают-компании, потягивая виски, предоставив своё гарантированное место в спасательной шлюпке женщине или ребёнку?
Tags: XX столетие, XXI столетие, Россия, Сергей Витте, история, мысли вслух, цитаты
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments