Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

КУЛАК VERSUS СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ (4)

Продолжение. Предыдущая часть тут.

Мне могут возразить, как это обычно и делают члены секты Свидетелей Совка: в позднем СССР люди в колхозах тоже не питались исключительно за счет того, что им давал колхоз, а совсем наоборот – основная масса сельхозпродуктов была как раз со своего участка, в колхозе брали только, пожалуй, зерно.



Ваша правда, отвечу я такого рода «наблюдательным» товарищам. Как говорится, было дело под Полтавой! Но скажите, зачем люди ходят на работу? На завод, на фабрику, в офис и т.д. Ради общественного признания? Получения морального удовлетворения от творчества? Удовольствие от причастности к чему-то большому? Или работа – это своего рода трамплин к будущим достижениям? Безусловно, всё это по отдельности и даже иногда всё это вместе взятое. Но главное, почему мы каждое утро просыпаемся по будильнику и, чертыхаясь, плетёмся полусонными на, как правило, нелюбимую нами работу – это стремление получить средства к жизни. На покушать, попить, погулять и т.п. Всё остальное, если оно встречается на нашем жизненном пути, – это приятный бонус.

И вот нас пытаются уверить, что колхоз – это в порядке вещей. Хорошо, давайте посмотрим. Итак, мы уже выяснили, что на колхозный доход крестьянин прожить не мог. И чтобы не дать дуба у дуба он был вынужден, вместо заслуженного отдыха, пахать на своей личной фазенде. Точь-в-точь как во времена крепостного права: отработал барщину на хозяина, а остальное время работай на своём клочке земли, чтобы обеспечить себя и семью.

Что, говорите, не так? Сегодня тоже многие люди выращивают «кулубничку вот этими руками» на своих грядках, дабы не помереть? Вот в этом примере, который нам старательно проталкивают члены секты Свидетелей Совка, в концентрическом виде и проявляется всё их незнание эпохи. Сегодня ведь как: вы копаетесь на своём огороде, выращиваете картошку, помидоры, огурцы и потребляете их совместно с семьёй. Лепота, одним словом. Захотели продать излишки – милости просим: заплати налог, дорогой товарищ, и торгуй себе на здоровье. А во времена лучшего друга физкультурников всё было иначе. Дядя Джо был, пардон, хитрожопым товарищем. Крестьян он держал на голодном пайке, а когда понял, что те начали дохнуть, как мухи, встал перед дилеммой: уменьшить изъятия продовольствия из деревни и сохранить жизни крестьянам, но и, как следствие, уменьшить экспортные поставки и урезать снабжение городов, или нехай дохнут – бабы ещё нарожают, зато будет и экспорт, и города будут в шоколаде.

Товарищ Сталин выбрал второй вариант, но решил подстраховаться, а заодно и малость заработать на чужом горюшке. Он разрешил крестьянам вести приусадебное хозяйство. И крестьянам сразу маненько полегчало, и вождю приятно: монеты в кармане звенят – красота-а-а! Какие монеты? Давным-давно одна моя знакомая то ли в шутку, то ли всерьёз пыталась уверить меня, что Сталин – еврей. Дескать, еврейская у него фамилия: «Джугашвили» – «сын еврея». Помнится, я долго смеялся. Дело, конечно, не в фамилия. Просто в нашем примере с крестьянством советский вождь повёл себя, как еврей: расчётливо, с прицелом на выгоду (евреи, не обижайтесь: что есть, то есть).

Давайте на минутку возвратимся в сегодняшние времена. Что у нас с приусадебными участками? Да всем наверху, в общем-то, плевать на то, что и в каком количестве вы там выращиваете. Вот станете торговать этим продуктом, тогда извольте заплатить по установленной свыше таксе. А в 1930-ые годы всё было иначе. Приходил к крестьянину раз в год дядя фининспектор, проводил инвентаризацию его приусадебного участка: по-русски говоря, считал, чего и сколько там посажено. Например, посчитал он, что у вас на участке растёт пять яблонь, следовательно, говорит он вам, ты, милчеловек, должен заплатить в казну налог в таком-то размере. И при этом всем плевать на то, что вы будете делать с урожаем яблок: сами сожрёте или продадите соседу. Вы, главное, платите. Повторюсь: за производство, а не за продажу.

Вы смотрите на это безобразие и, после того как фининспектор уходит, яблоки созревают и урожай снят, заливаете яблони нафиг солёным раствором. Т.с. проводите секвестирование затратной части семейного бюджета. Но приходит новый год, и вместе с ним к вам в гости приходят дядя фининспектор и большой облом: фининспектор тщательно пересчитывает всё, что есть на участке, сверяет со своим талмудом... и выписывает вам штраф за членовредительство порчу деревьев.

Теперь вы понимаете, что такое приусадебное хозяйство и чем оно тогда, в сталинские времена, отличалось от позднесоветского или даже нынешнего?

Едем дальше. Как писал вчера, оплата труда в колхозе могла осуществляться также в смешанной и даже денежной форме. Ну, действительно, как быть, ежели колхоз выращивает хлопок? Не будешь же после уборки урожая выдавать крестьянам в оплату их труда мешки с хлопком? Они, колхозники, конечно, твари бессловесные – бей их, калечь – слова плохого тебе не скажут, ибо прекрасно усвоили старое правило «Ты – начальник, я – дурак», – но ведь перемрут: кого тогда в поле гнать? Непорядок! Поэтому в хозяйствах, которые специализировались на выращивании технических культур, по окончании хозяйственного года с людьми расплачивались только или в значительной степени звонкой монетой. И в этой связи нас интересует всё тот же вопрос: много ли давали?

Откроем – опять же для экономии собственного времени – старую недобрую Википедию и прочитаем: «…в 1935 году в Таджикистане в колхозе “Большевик” каждая семья в среднем получила по 10 тыс. рублей дохода, а семья Салихана Дадаева, выработавшая 1.593 трудодня, получила 22.303 руб. дохода (14 рублей на трудодень). В колхозах продовольственного производства (на Украине, в средней полосе РСФСР) выплаты были значительно ниже и преимущественно в натуральной форме. Денежные выплаты не превышали 3 рублей на трудодень…».

– Ну, вот, – услышим мы возмущённый возглас иного члена секты Свидетелей Совка, – что ж ты, пан Гридь, нам тут стонешь о худом житье-бытье колхозников, когда в солнечном Таджикистане они «рубили капусту»?!

Что сказать? Во-первых, попрошу мне не тыкать! Во-вторых (оно же – самое главное!), давайте разберёмся. Цифра в 22 с лишком тысячи рублей для середины 1930-х гг. – это и вправду большое богатство для трудового человека. Но! Этот мерзкий союз «но», вечно он гаденько так вливается ложкой дёгтя в изрядную бочку сладчайшей патоки, тьфу на него! В общем, я напомню читателю: 22.303 руб. – это доход за год. Т.е. совершив ряд простейших арифметических манипуляций, мы получаем доход семьи товарища Дадаева – 1.858 руб. 58 коп. в месяц. И это, надо признать, тоже немало!

Однако обратим внимание на размер выработки: полторы тысячи трудодней – это очень много. Даже в 1937-ом году доля колхозников, которые имели по году 400 трудодней и более, не превышала 8,5%. Иными словами, фраза «семья Салихана Дадаева» – не пустой оборот речи и даже не дань традициям таджикского народа, у которого, как и везде в Азии, семья является одной из высших ценностей, а толстый намёк на одно тонкое обстоятельство: на то, что 1.593 трудодня – это выработка минимум трёх человек, а то и четырёх. Поэтому годовой доход на человека составит не более 7.434,33 руб., а месячный – 619,53 руб. максимум.

И это тоже немалая сумма. Для села. Потому как в городах «хозяин жизни» – пролетарий – за свой труд получал 500 – 600 «целковых» в месяц. Подчеркну: речь идёт об обычном основном рабочем металлургического завода, который знал своё дело, выполнял норму, но из кожи вон не лез. Когда же пошли «стахановцы», то заработки резко подскочили до неслыханных ранее величин – 1,5 тыс. руб. в месяц и т.п.! Почему я упомянул о «стахановском движении»? Потому что товарищ Дадаев и члены его семьи, если читатель ещё не забыл о них, если судить по уровню их дохода в сравнении с окружающими колхозниками, были ударниками производства, «стахановцами» в хлопководстве. Хороший пример того, что для Советской власти крестьянин всегда был человеком второго сорта: сколько бы он ни «вкалывал» в колхозе, платили ему всё равно меньше, чем «гегемону».
Tags: Кулак versus Советская власть, Россия, СССР, история, коллективизация, экономика
Subscribe

  • КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

    Квартирный вопрос всегда был ахиллесовой пятой большевиков. Впрочем, равно как и тысячи других вопросов, связанных со снабжением советских…

  • ЗАЧЕМ ЖЕ ДОБРУ ПРОПАДАТЬ?..

    О том, как они людей расстреливали, мы знаем. О том, как в свидетельствах о смерти заморенных ими голодом в концентрационных лагерях людей они…

  • О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ

    Письмо канцлера и министра иностранных дел Российской империи графа Александра Романовича Воронцова русскому послу в Париже графу Аркадию Ивановичу…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments