Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

КАТОЛИКИ VERSUS ПРОТЕСТАНТЫ: КТО ЗЛЕЕ?

В ходе Варфоломеевской ночи парижане-католики резали парижан-гугенотов и просто гугенотов, особо не спрашивая у них прописку. Об этом нам, в частности, рассказал Александр Дюма в своём бессмертном романе «Королева Марго». Известно это было, конечно же, и до великого романиста (мы ведь понимаем, что, порой высасывая сюжеты своих произведений из пальца, Дюма всё-таки черпал сведения об эпохе из каких-никаких, но произведений современных ему историков), однако, именно благодаря ему, событие было распиарено до громадных масштабов и стало одним из существенных элементов протестантской пропаганды. Был ещё Шарль Теодор Анри де Костер со своим «Уленшпигелем». Были, наконец, произведения современников-протестантов (достаточно вспомнить картину Питера Брейгеля-старшего «Избиение младенцев»). Короче говоря, миф о жестокости католиков создавался упорным трудом многих поколений.



Избиение младенцев. Картина кисти художника Питера Брейгеля-старшего, написанная между 1565-ым и 1567-ым годами на ветхозаветный сюжет, но в нидерландском антураже и по сей день служащая иллюстрацией жестокости католического войска герцога Альба де Тормес

Почему миф? Ну, наверное, потому, что религиозные войны XVI-го века – это одна из форм старой доброй гражданской войны – войны, которая по жестокости даст фору любому внешнему конфликту: тут принято не щадить ближнего своего, а резать его с чувством, с толком, с расстановкой, отключая нравственный контур, а порой и просто мозги. Религиозный флёр лишь придаёт конфликту определённый «шарм», «изюминку», нимало не добавляя его участникам скилл «мораль». В общем, о те годы в религиозных конфликтах жестокостью и полной отмороженностью на всю голову с удовольствием отмечались люди, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, возраста и пола.



Развалины замка Вандом

Занятный пример этого утверждения. Итак, на дворе – самое начало мая 1562 года. До Варфоломеевской ночи ещё жить и жить: десять лет и сегодня – срок немалый, а тогда так и вообще. В славный город Вандом, столицу одноимённого герцогства, приезжает некая знатная дама, которая слывёт истовой приверженкой протестантской ереси: как и все неофиты, она отличается религиозной нетерпимостью, которая вкупе с волевыми качествами аристократки превращается в гремучую смесь. Для местных гугенотов она – знамя их борьбы: они встречают даму шумными толпами – и, как было принято в ту дикую эпоху, на радостях устремляются громить католические храмы в округе. Когда в городе не остаётся нетронутых церквей толпа бросает свой взор на замок сеньора и врывается в соборную церковь, освящённую в честь Святого Георгия, – усыпальницу герцогов. Дальше – всё в лучших традициях революций всех времён и народов: под молчаливое согласие аристократки происходит вскрытие могил и выбрасывание из гробов останков упокоившихся навеки владельцев замка.



Фигурантка дела – Жанна д'Альбре. Портрет кисти неизвестного автора второй половины XVI ст.

Самая пикантная часть этой истории, т.с. вишенка на тортике, состоит в том, что помянутой в рассказе знатной дамой была королева Наварры Жанна д'Альбре, которая приехала в ссылку в родовое поместье своего супруга – Антуана де Бурбона, герцога де Вандома, а со спокойствием сфинкса она наблюдала, как пребывающая в религиозном экстазе толпа выбрасывает из гробов кости родителей супруга и первенца Жанны – герцога де Бомона!

Tags: XVI столетие, Франция, история
Subscribe

  • СТАРЫМИ СЛОВЕСАМИ ДА НА НОВЫЙ ЛАД

    Смотрю я окрест себя на всё то безобразие, что творится сейчас по случаю юбилея сами знаете какого события, и на душе тошно становится. Ни дать, ни…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments