Помните замечательный рассказ Джеральда Фрэнка Керша «Что случилось с капралом Куку»? Его главный герой в ходе одной из стычек времён Третьей войны Карла V и Франсуа I получил под Турином рану от удара алебардой по голове – рану, несовместимую с жизнью, – но выжил и благополучно дотянул до XX-го века. И всё это – благодаря чудодейственной мази доктора Амбруаза Парэ, в состав которой входили яичный желток, розовое мало и скипидар.

Амбруаз Парэ. Гравюра работы Андрэ Вехеля, на которой изображён афоризм Вергилия “Labor omnia vinvit improbus” – «Тяжёлый труд всё побеждает». 1573 год.
Эта чудодейственная мазь возникла достаточно случайно – мэтр Парэ изобрёл его буквально из подручных средств, когда у него закончилось стандартное лекарство, о котором сам доктор, со слов капрала Куку, отзывается не шибко комплиментарно: «… Доктор сказал вроде так: “Подите сюда, сэр, и взгляните. У этого малого мозги вылезли наружу. Примени я эликсир Тэриака, его бы уж давно похоронили и забыли. А эликсира Тэриака у меня не оказалось, делать было нечего, я и влил ему свой. И вот, смотрите: он открыл глаза! И, обратите внимание, кости черепа сближаются и что-то вроде новой кожи затягивает рану! Значит, мое лечение правильное, и бог исцелит его”…».
Состав эликсира Тэриака или, точнее, териака менялся в зависимости от эпохи и врачевателя, его использовавшего, что, впрочем, не мешало докторам приписывать ему свойства универсального противоядия. По слухам, автором зелья был понтийский царь Митридат VI Евпатор, славный, среди всего прочего, ещё и тем, что, боясь быть отравленным, всю жизнь принимал противоядия. Изначально эликсир носил в честь своего создателя имя митридациума и был переименован в териак через добрую сотню лет личным лекарем императора Нерона, Андромахом.
Изначальный состав зелья представлял собой однородную пастообразную массу трав или настойку на винной или медовой основе и включал более полусотни ингредиентов. Андромах творчески обработал Митридатову первооснову, обогатив её мясом гадюки, опием, гиацинтом, бобровой струёй и ещё Бог весть чем. С течением времени состав эликсира усложнялся – к XVI-му столетию он включал в себя около 300 ингредиентов!

Изготовление териака в Венеции. Гравюра из труда немецкого хирурга Иеронима Бруншвига “Liber de arte distillandi de compositis”. 1512 год.
Впрочем, интересно даже не то, какие элементы использовались для производства териака, а то, каким образом использовалось зелье для лечения ран. И тут следует предоставить слово самом Амбруазу Парэ:
«… Хирургам досталось много работы: я был тогда ещё новичком, и мне ни разу не приходилось видеть, как лечат раны, нанесённые огнестрельными снарядами. Но я читал у Джованни Виго в 8-й главе первой книги “О ранах”, что огнестрельные раны отравленные и что их следует выжигать кипящим самбуковым маслом с небольшой примесью териака. Я знал, что это средство вызывает страшную боль, и, чтобы не впасть в ошибку, я хотел узнать, как поступают другие хирурги в таких случаях, и я увидел, что они вливают сильно кипящее масло в самую рану…».
Жуть, одним словом!
Journal information