Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

«ГОРОД И ЕГО ИМЕНА» (3)

Город и его имена (продолжение).

Предыдущая часть тут.


Приблизительно ко времени правления Юстиниана относится упоминание ещё об одном названии Керчи. Речь идёт о строках из труда готского историка Иордана «О происхождении и деяниях гетов» (или «Гетика»): «С той своей стороны, которой Скифия достигает Понтийского побережья, она охвачена небезызвестными городами; это – Борисфенида, Ольвия, Каллиполида, Херсона, Феодосия, Кареон, Мирмикий и Трапезунта, основать которые дозволили грекам непокорённые скифские племена, с тем, чтобы греки поддерживали с ними торговлю». Поместив между Феодосией и Мирмекием загадочный город Кареон (Careo) и, наоборот, не упомянув Боспор, Иордан дал поздним комментаторам этого текста все основания, чтобы поставить знак равенства между ним и Керчью. Однако это нисколько не приблизило их к пониманию смысла этого имени и его происхождения. Пожалуй, единственной внятной версией этимологии слова «Кареон» является попытка вывести его из кратковременного существования Пантикапея в обличье Кесарии в правление царицы Динамии. Это объяснение базируется на технологических особенностях монетной чеканки: название города на монете выбивалось по слогам, причём слоги были графически отделены друг от друга. Вследствие длительного использования монет возможны были затирания слогов, что, по мнению авторов этой версии, могло способствовать превращению Кесарии в Кареон. Так это или не так – установить, к сожалению, уже невозможно. Поэтому мы не будем задерживать своё внимание на диспутах учёных мужей, а продолжим наш стремительный бег по страницам городской истории.

В середине VII в. в жизни города наступил новый этап: он вместе со всем степным Крымом оказался включённым в состав Хазарского государства, что вполне закономерно привело к очередной смене его названия. Теперь оно звучало, как Карша (Karşı), и переводилось с тюркского, как «против, напротив», характеризуя географическое положение нового владения относительно метрополии.


Карта 1. Хазарский каганат в 650 – 850 гг. от Р.Х.

Об этом известно в частности из интересного исторического источника – т.н. еврейско-хазарской переписки. Во второй половине Х ст. между государственным деятелем Кордовского халифата Хасдаем ибн Шафрутом (по-еврейски, – а он, как и многие сановники халифа Абд ар-Рахмана III, был евреем по крови и иудеем по вероисповеданию, – его имя звучало как бар Исаак бар Шафрут) и хазарским беком Иосифом произошёл обмен несколькими письмами. Инициатором переписки выступил Хасдай, который, кроме всего прочего, в своём послании интересовался у кагана об устройстве Хазарии, о землях, которые она занимает, и т.п. вещами. В общем, географический «привкус» этого письма ощущается до сих пор, несмотря на минувшее тысячелетие.

В ответной депеше (в её т.н. пространной редакции) Иосиф следующим образом описал подвластные ему западные земли: «С западной стороны – Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц, Суграй, Алус, Л-м-б-т, Б-р-т-нит, Алубиха, Кут, Манк-т, Бурк, Ал-ма, Г-рузи. Эти [местности] расположены на берегу моря Кустандины, к западной [его] стороне». Здесь этот самый «К-р-ц» традиционно транскрибируется, как Карша или Чарша, что связано со специфическим написанием слов в древнееврейском языке (хотя хазарский бек был тюрком, т.н. еврейско-хазарская переписка осуществлялась на древнем иврите) – отсутствие гласных букв.


Рисунок 4. Цивилизация Кордовского халифата во времена Абд ар-Рахмана III. Картина Диониса Байхерас и Вердаге. 1885 год

Впрочем, хотя Иосиф и включил Каршу в список подвластных ему земель, тут он немного слукавил: город, войдя в состав его державы, продолжал сохранять самоуправление при явной политической и торгово-экономической ориентации на Византию, а зависимость от Хазарского каганата выражалась в его демилитаризованном статусе, выплате беку дани и предоставлении ему некоторых экономических льгот в акватории Керченского пролива. Вместе с тем, культурные связи с хазарами у жителей города, по-видимому, были достаточно крепкими, что определялось наличием в Карше крупной иудейской общины. Здесь следует сразу предупредить вопросы, готовые уже сорваться с губ читателей.

Как известно, хазары – изначально кочевой народ тюркского происхождения – со временем перешли к полуоседлому образу жизни, проводя зимы в городах, и переменили веру: если киевский князь Владимир, тщательно изучив геополитическую обстановку в регионе, а заодно и проштудировав основы вероучений трёх мировых религий, остановил свой взгляд на христианстве восточного обряда, то хазарский бек Булан совершил действие неординарное – он перешёл в IX ст. в иудаизм – религию закрытую, замешанную на этническом факторе: общеизвестно, что иудеем может стать только еврей, в связи с чем распространение этой религии среди иных народов весьма затруднительно. Впрочем, действие бека чудачеством не назовёшь, отнюдь – аккурат о те времена хазары стояли перед судьбоносным выбором: перейти в ислам и быть поглощёнными враждебным Арабским халифатом, или же принять Христа и раствориться среди многочисленных племён и языков, подвластных Византии.

Выбор был сделан, и, как говорят, в его реализации беку Булану оказали содействие евреи, бежавшие в Хазарию из владений византийского императора. Хотя существует и иной взгляд на эти события. Как уже было отмечено, в Керчи ещё с начала нашей эры существовала крупная иудейская община, действовала синагога, имелось иудейское кладбище. Росту численности общины способствовало кровавое подавление в 137 году от Р.Х. войсками императора Адриана антиримского восстания в Иудее и последовавшие после этого жестокие расправы над восставшими. Блаженный Иероним Стридонский, церковный писатель IVV вв. и создатель «Вульгаты» – перевода Библии на латынь, в комментариях к «Книге пророка Авдия» отметил, что после подавления восстания император Адриан переселил еврейских пленников именно на Боспор. Таким образом со временем иудейская община в Керчи разрослась и, как полагают некоторые историки, способствовала переходу хазарской аристократии в иудаизм.


Рисунок 5. Святой Иероним в келье. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1514 год

Но как бы то ни было, а смена объекта поклонения имела ограниченные масштабы: основная масса жителей Хазарского каганата осталась верна традициям предков, исповедуя характерный для кочевников Великой Степи культ верховного божества неба Тенгри, что предопределило терпимое отношение хазар к чужим верованиям. Как следствие, Боспорская епархия, о которой уже вскользь рассказывалось на этих страницах, к 840 году не только не исчезла, но получила статус архиепископства, а в XIII в. – была возвышена до митрополии.

К 30-м гг. IX ст. хазарское влияние в Крыму начало ослабевать, вследствие вторжения из степей Северного Причерноморья мадьяр, а уже в последней четверти этого века хазары окончательно ушли с полуострова, сохранив контроль только за прибрежной полосой Керченского пролива и Керчью. Тем не менее, статус города, как своего рода зоны свободной торговли, остался неизменным. Определённо, именно об этой эпохе говорил в своём труде «Книга драгоценных ожерелий» персидский энциклопедист Ибн Руста, живший в первой половине Х в., живописуя жизнь мадьяр: «Воюя славян и добывши от них пленников, отводят они этих пленников берегом моря к одной из пристаней Румской земли [Византийской империи. – Прим. Г.Б.], который зовётся Карх <...> И как дойдут мадьяры с пленными своими до Карха, греки выходят к ним навстречу. Мадьяры заводят торг с ними, отдают им пленников своих и взамен их получают греческую парчу, пёстрые шерстяные ковры и другие греческие товары».

В этом свидетельстве образованного перса обращают на себя внимание два важных момента. Во-первых, называя Карх византийским портом,  Ибн Руста привёл его тюркское название (Карх – Карша), а не византийское (Боспор), чем подтвердил статус города, как порто-франко: хазарская пристань, в которой вели торговлю греческие купцы. Во-вторых, мы видим, что под властью кагана порт приобрёл статус крупного центра работорговли в Северном Причерноморье. Надо сказать, что торговля пленниками в IXX ст. – не новость. Однако традиционно она велась нехристианскими народами: язычники захватывали полон, который выкупали еврейские купцы и переправляли в страны ислама, где сбывали его с немалой для себя выгодой. В примере же с мадьярами мы видим иную ситуацию, когда взятый полон покупают греки-христиане!
Tags: Город и его имена, Керчь, Крым, история, публикации
Subscribe

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

  • «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?..»: ВЫПУСК № 3

    На протяжении большей части своей истории человеческое общество было мужским – в нём процветал патриархат, принцип главенства мужчины. Это…

  • И ПОЧЕМУ Я НЕ УДИВЛЁН, ИЛИ…

    … несколько цитат и фактов о событиях полуторавековой давности в одной известной стране. Из циркулярной депеши, отправленной светлейшим…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment