Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Category:

«ГОРОД И ЕГО ИМЕНА» (2)

Город и его имена (продолжение).

Предыдущая часть тут.


Кстати, о монетах. Логика подсказывает, что название с иранскими корнями явно не могло быть изначальным. Среди всех полисов, основанных эллинскими переселенцами в Северном Причерноморье в VI в., кроме Пантикапея, пожалуй, лишь несколько греческих поселений имели названия с негреческими корнями (Тиритака, Корокондама, Тирамба). Этимология же имён основной массы городов, заложенных переселенцами приблизительно в то же время (Феодосия, Нимфей, Мирмекий, Гермонасса, Фанагория, Кепы), ведёт нас к эллинским истокам. Такую приверженность к чужим языковым традициям историки связывали с тем, что Пантикапей и некоторые другие поселения основывались на местах, где ранее существовали туземные населённые пункты. Однако новейшие археологические изыскания показали, что это не так: западное побережье Керченского пролива к моменту прибытия туда греческих колонистов не было заселено. В связи с этим логично было бы предположить, что «Пантикапей» – это более позднее название полиса, полученное им уже в тот период, когда греки вошли в контакт со скифами и начался процесс эллинизации последних.

Делались даже попытки реконструировать это первое, ещё грекоязычное, название города, и кто-то даже робко упоминал такое имя – Аполлония Таврическая. А что? История эллинской колонизации знает полисы с аналогичными именами, разбросанные по всему Средиземноморью, – Аполлония Иллирийская, Аполлония Понтийская, Аполлония Киренская и ещё масса прочих Аполлоний. Чем мы-то хуже! Тем более, что уже в конце VI в. до Р.Х. в Пантикапее возводится грандиозный храм в честь Аполлона, покровителя полиса, а на его монетах во всю чеканятся атрибуты этого бога – головы льва и барана и восьмиконечная звезда. Кроме того, известно несколько монетных чеканок, выполненных параллельно с патикапейскими на монетном дворе города, на которых отображалось не характерная для пантикапейских монет надпись «ПАNTI», а «ΑΠΟΛ».


Фотография 4. Золотой статер. Центр чеканки – Пантикапей. 304 – 294 гг. до Р.Х. Масса – 8,57 г. Диаметр – 20,0 мм. Аверс: голова бородатого сатира в венке, повёрнутая влево. Реверс: буквы “ПАN”, грифон с копьём в пасти, повёрнутой влево, внизу – колос

Впрочем, как уже было сказано, это всего лишь предположение. Дальнейшие исторические штудии показали, что монетная серия с надписью «ΑΠΟΛ», хотя и связана с греческим богом света, но никакого отношения к Аполлонии Таврической не имеет, а является федеративной монетой: аккурат в рассматриваемое время, на рубеже VI – V ст. до Р.Х., на берегах Боспора Киммерийского формируется то ли симмахия (оборонительно-наступательная федерация автономных полисов), то ли торгово-экономическая конфедерация, направленная на монополизацию торговли боспорских греков с окружающими их варварами, – точнее историки пока сказать не могут. Пантикапей выступил в роли лидера, вокруг которого и объединялись другие греческие поселения – участники союза, а храм Аполлона, построенный на пантикапейском акрополе, являлся общебоспорской союзной святыней, возведённой в честь патрона Милета и его колоний и патрона союза. Под эгидой этой святыни и производилась чеканка монет с такой характерной надписью.


Фотография 5. Серебряный диобол. Центр чеканки – Храм Аполлона. 460 – 450 гг. до Р.Х. Масса – 1,30 г. Диаметр – 13,0 мм. Аверс: голова льва фас. Реверс: вдавленный квадрат, разделённый на четыре части, с буквами “АПОΛ”

Со следующим переименованием города мы сталкиваемся в 10-е гг. до Р.Х. После гибели на акрополе Пантикапея Митридата Великого и смерти его сына Фарнака II в Боспорском царстве в течение нескольких десятилетий шла борьба за власть, основным лейтмотивом которой было стремление новорожденной Римской империи подчинить своей воле это отдалённое государство. В конечном итоге борьбу за престол Пантикапея выиграла внучка Митридата и дочь Фарнака, Динамия, которая достигла цели ценой превращения Боспора в вассала Рима. В качестве знаков своего повиновения и лояльности принцепсу сената Октавиану Августу престарелая царица установила изображение Августа и его супруги Ливии в главных городах царства с посвящением следующего содержания «Императора, Цезаря, сына бога, Августа [его изображение], всей земли и всего моря правителя, своего спасителя и благодетеля [поставила] царица Динамия, друг римлян». А далее, придерживаясь общеримской практики переименования в честь принцепса сената городов в различных областях империи и зависимых государствах, Динамия изменила названия двух крупнейших городов своего царства – Пантикапея и Фанагории: первый стал Кесарией (Καισάρεια), а второй – в честь друга и ближайшего соратника Октавиана Августа, Марка Випсания Агриппы, – Агриппией. Хотя, следует признать: как и всякое конъюнктурное решение, новые имена не пережили царицу и канули в Лету почти сразу же после её смерти.


Фотография 6. Внучка Митридата Великого и дочь Фарнака II царица Боспора Динамия. Бронзовый бюст, инкрустированный медью и серебром, Рим, 2-ая четверть I в. от Р.Х. Эрмитаж, Россия, г. Санкт-Петербург

Мы же пойдём дальше. Итак, после девятивековой истории Пантикапея, как полиса и столицы Боспорского царства, в 70-е гг. IV ст. уже нашей эры в крымских степях появились гунны. Несмотря на существующее представление о них, как о Биче Божьем, призванном покарать человечество за грехи его и оттого разрушающем всё и вся на своём пути, Боспор выстоял, хотя и был изрядно потрёпан. Во всяком случае, традиция престолонаследия сохранилась, и имя последнего известного науке царя из династии Тибериев – Юлиев, некоего Тиберия Юлия Дуптуна, зафиксировано в источниках аж под 483 годом! Впрочем, это не отменяет упадка, который переживало государство вследствие гуннского нашествия. А после того, как пресеклась династия, боспориты в первой четверти VI в. направили к византийскому императору Юстину I посольство с просьбой принять их в своё подданство.

Отправка посольства именно в Константинополь, кроме могущества Восточной Римской империи, очевидно, определялась ещё и конфессиональным единством жителей мощного государства на южном побережье Чёрного моря и небольшого царства на его северных берегах: средневековый человек, в отличие от человека Нового времени, жил в иной системе координат и определял свою принадлежность к той или иной общности людей не по языковому признаку, но по вере в одного и того же бога. А боспориты, как и византийцы, были христианами. Причём, что характерно, по-видимому, именно через Боспорское царство христианство попало в Крым. Во всяком случае, первые погребения христиан тут датируются III ст. от Р.Х., тогда как в Херсонесе они появились через добрую сотню лет – в IV в. А в 325 году епископ Боспора, некий Кадма, уже участвовал в первом Никейском соборе – том самом, на котором клирики, собравшиеся со всей империи и прилегавших к ней земель, совместными усилиями приняли Символ Веры, – и поставил свою подпись под его протоколами. Как предполагают историки, кроме собственно боспорского епископства, в городе находилась и кафедра епископа готов Феофила, которого некоторые источники, очевидно по этой причине, именуют Феофилом Боспоританским.


Рисунок 2. Роспись склепа V века, открытого в 1890 году под горой Митридат профессором Императорского универстета Святого Владимира Ю.А. Кулаковским: вверху – дата создания склепа и его росписи (491 г. от Р.Х.), внизу – молитва Трисвятое и имена погребённых в склепе (Саваг и Фаиспарта)


Но – вернёмся к нашему рассказу. Не ясно, как отреагировал ромейский василевс.  Известно лишь то, что под свою державную руку город принял его преемник и племянник Юстиниан I, понимавший то важное в стратегическом плане положение, которое занимал город, запирая вход в Чёрное море. Правда, состояние городской инфраструктуры было весьма плачевным, что греки не замедлили исправить: как отмечал в своём трактате «О постройках» современник тех событий – византийский писатель Прокопий Кесарийский, «… застав <…> стены в совершенно разрушенном состоянии, он [Юстиниан I. – Прим. Г.Б.] сделал их замечательно красивыми и крепкими». Итак, в старые жилы влили свежую кровь. А за городом отныне закрепилось короткое, без всяких изысков, название – Боспор.

Собственно, смешение двух наименований – «Пантикапей» и «Боспор» – отмечалось и раньше: ещё в IV ст. до Р.Х. эллины часто говорили «Боспор», разумея прекрасную гавань Пантикапея. Так, ни кто иной, как афинский оратор Демосфен, в своей речи против Лептина об ателии, датируемой 355 – 354 гг. до Р.Х., витийствовал в частности и о том, что «... он [боспорский царь Левкон I. – Прим. Г.Б.] настолько далёк от мысли лишить наше государство этой награды, что, оборудовав морской порт Феодосии (о котором говорят, что он ничуть не хуже Боспора), и там предоставил нам ателию». А римский консул 387 года от Р.Х. и историк Флавий Евтропий в своём труде «Краткая история от основания Города», описывая взлёт Рима при Октавиане Августе, допустил симпатичную оплошность, смешав в кучу коней и людей: «Никогда до него так не процветало римское государство. Ибо за исключением гражданских войн, в которых он был непобедим, власть Рима распространилась на Египет, Кантабрию, Далмацию, ранее уже побежденные, но теперь покорённые окончательно, на Паннонию, Аквитанию, Иллирию, Рецию, винделиков и салассов в Альпах, на все города Понта, из которых наиболее известными были Босфор и Пантикапей». Так что византийцы лишь окончательно закрепили новое название за городом.

Со смыслами тут, в отличие от первого имени, проблем нет: город получил своё название от царства, кое ещё во времена оны, видать, из-за лени писцов именовалось весьма лапидарно – Боспор. Этимология этого названия восходит к эллинскому имени Керченского пролива (Боспор Киммерийский в пику Боспору Фракийскому – сегодняшнему турецкому Босфору) и связывается с легендой о зевесовых шашнях с Ио: читатель, конечно же, помнит – все эти древние амуры закончились тем, что возлюбленная Громовержца в обличье белой коровы, гонимая ревнивой супружницей Зевса, Герой, переправилась через пролив, отделявший Европу от Азии, который в память об этом знаменательном событии и получил своё название (от греч. Βόσπορος – «коровий брод»).


Рисунок 3. Юпитер и Ио. Рисунок Хендрика Гольциуса, опубликованный в вышедшем в 1589 году в Голландии издании «Метаморфоз» Овидия

Вместе с тем, существует и иная версия происхождения имени города. Это ретроспективный взгляд, который донесли до нас уже средневековые хронисты. Он не имеет ничего общего с реальной этимологией и носит скорее курьёзный характер. Первое упоминание о нём мы встречаем в «Хронографии» Иоанна Малалы, византийского писателя VI ст. Сей муж, повествуя о временах василевса Юстиниана Великого, в частности писал следующее: «В то же время и находящийся близ Боспора предводитель гуннов по имени Грод присоединился к тому же василевсу. Он пришел в Константинополь и был [там] крещён. Сам василевс стал его восприемником и, богато одарив, отпустил его домой с тем, чтобы он охранял области римлян и Боспор. Этот город построил Геракл, [пришедший] из Испании, и повелел, чтобы [его жители] ежегодно платили дань римлянам вместо денег быками. Он дал городу имя Дань быков, которую и приказал платить. В том же городе он разместил отряд римских солдат, которые были италийцами, называемыми испанцами».

Позже версию о том, что название города происходило от дани быками, которую платили его жители византийцам, ретранслировал другой средневековый хронист – Феофан Исповедник: «В этом же году [527 – 528 гг. от Р.Х. – Прим. Г.Б.] пришёл к императору царь гуннов, [живущих] поблизости от Босфора, по имени Горда, стал христианином и был просветлён. Император принял его и, дав ему много даров, отослал в его страну охранять ромейское государство и город Босфор. А назван он был так из-за того, что выплачивал ромеям ежегодно налог вместо денег быками – дань быками».
Tags: Город и его имена, Керчь, Крым, история, публикации
Subscribe

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (2)

    Продолжение. Предыдущая часть тут. Ну, а мы с вами продолжаем читать новейший (хотя как – новейший; скорее – слегка покоцаный…

  • ТРУСЫ И КРЕСТИК (1)

    М-да уж… Люблю, знаете ли, иногда, так сказать для душевного отдохновения, полистать какой-нибудь пропагандистский талмуд, изданный к…

  • «ЭТО КАК ЖЕ, ВАШУ МАТЬ, ИЗВИНЯЮСЬ, ПОНИМАТЬ?!»

    Во второй половине XII века жил-был в Дании король Кну д VI. В 1177-ом году волей кайзера Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы ему…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments