Пан Гридь (grid_ua) wrote,
Пан Гридь
grid_ua

Categories:

ИМПЕРИАЛИЗМ В ДАТАХ (6)

На календаре – 15-ое сентября…

Нынче, друзья мои, у нас особый день, ибо говорить мы будем не о подписанных договорах, выигранных войнах или основанных колониях. Сегодня мы поговорим с вами о двух событиях, каждое из которых дало мощный рычаг для бодро шагающего по планете империализма, колониализма, просвещения и прогресса.


Открытие железной дороги Ливерпуль – Манчестер. Литография А.Б. Клейтона. 1830 год

Итак, первое событие произошло в 1830-ом году в северо-западной Англии: там была открыта железная дорога, соединившая два крупных индустриальных центра Британии того времени – Ливерпуль и Манчестер. Она получила название “Liverpool and Manchester Railway”. Несмотря на то, что эта магистраль не являлась первой в мире железной дорогой, использовавшей паровую тягу, – таковой стала открывшаяся за пять лет до этого “Stockton and Darlington Railway” – она всё же крайне важна для истории, т.к. многое на этой дороге имело место впервые. Это была первая в свете дорога, которая использовала исключительно паровую тягу. Здесь поезда ходили строго по расписанию. Она стала первой дорогой с двухпутным сообщением на всём своём протяжении. Пути “Liverpool and Manchester Railway” были оборудованы системой сигнализации. Эта магистраль первой стала использоваться для перевозки почты. Ну и ещё один маленькое историческое «преимущество» перед конкурентами: в день открытия железной дороги член Парламента некто Уильям Хаскиссон попал под поезд и, спустя несколько часов, скончался от ран, став таким образом первым в истории человеком, задавленным железнодорожным составом.

Железнодорожный бум, всколыхнувший весь мир в следующие десятилетия, будет способствовать интенсивному освоению европейцами глубинных пространств Америки, Азии и Африки, и даже появится особый термин «железнодорожный империализм». Если до этого великие империи Нового времени создавали колонии в значительной своей степени на прибрежных пространствах и не шибко стремились присоединять отдалённые районы, не имея для их контроля подходящего инструмента, то теперь они получают этот инструмент и начинают усиленно расширяться. Тут в качестве красноречивого примера стоит упомянуть Британскую империю, чья площадь лишь за вторую половину XIX века выросла в два с половиной раза!

Другая памятная дата, которую нам с вами следовало бы не забыть отпраздновать, связана с событием не технического, но организационного. Это событие произошло также в славном XIX столетии – в 1874 году. В этот день в швейцарском Берне на международном конгрессе собрались полномочные представители 22 государств. Результатом этого мероприятия стало создание Всеобщего почтового союза или, как эта международная организация называется сегодня, Всемирный почтовый союз.


Почтовый конверт с островов Гилберта и Эллис. 1949 год

Вы спросите: зачем это надо? Всё очень просто: вспомните Филиппа Второго Испанского, который вынужден был управлять одной из первых по-настоящему глобальных империй, имея в своём распоряжении примитивные средства коммуникации и достаточно ограниченные ресурсы. Или московского царя Алексея Михайловича, при котором были созданы первые почтовые линии, соединившие Московию с некоторыми дворами Европы. Такие попытки всегда были дороги и трудоёмки, да и времени требовали немало. А созданная международная организация позволяла в деле пересылки почты – что, согласитесь, само по себе есть дело государственной важности, а не простая отправка поздравительных открыток родственникам на Рождество! – использовать почтовые линии иных государств, плюс ко всему сформировать единое почтовое пространство, в рамках которого почта будет доставляться по единым тарифам.
Tags: XIX столетие, Великобритания, железные дороги, исторический календарь, история, техника
Subscribe

  • ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ

    … Они были в чёрных пальто, в чёрных шляпах, низко надвинутых на глаза, – после не опознать. Но они не рассчитали: реакция у дона…

  • ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА

    Я люблю рассматривать фотографии Бенито Муссолини. На них, конечно, предстаёт довольно смешной и, порой кажется, недалёкий персонаж, надувающийся…

  • СВЯТОЙ ГИТЛЕР

    Эти строки из дневника русского военного министра начала XX века Алексея Николаевича Куропаткина напомнили мне канцлера одной…

promo grid_ua january 8, 2019 09:00 3
Buy for 10 tokens
Говорят, в новый год нужно входить с чем-то новым – тёплым, добрым, позитивным. Посему 2019-ый год в этом журнале я начну публикацией своего очерка, о котором уже неоднократно упоминал, – «Город и его имена». Тем более, что вряд ли читатели этого блога en mass e…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment