
Последнюю, правда, под конец чуть было не похерили досадным ляпом в финальном эпизоде: если помните, там была такая яркая сцена, когда через просеку откуда-то с севера на Балтику волоком тащили какой-то корабль – то ли фрегат, то ли что помельче. Но это, в конце концов, можно списать на неграмотность автора первоисточника – насколько я понял, это именно Юрий Герман в одноимённом романе придумал сколь эффектный, столь же и неправдоподобный ход.
Впрочем, вернусь к «Демидовым». Впервые смотрел я его в своём счастливом детстве и уже успел изрядно подзабыть. Поэтому, пересматривая его вчера, испытал двойственное чувство: с одной стороны, приятная такая ностальгия вкупе с определённым эстетическим удовольствием от игры актёров, красивой природы и, вообще, исторического антуража, а с другой – полное отторжение того, что происходило на экране моего персонального телевизора.
Во-первых, с чисто художественной колокольни, фильм проигрывает по части монтажа. Особенно от этого страдает первая серия. Вы только начинаете привыкать, что действие картины разворачивается где-то в 1703-ем году, когда – бац! – Никита Антуфьев с какого-то бодунища поздравляет Петруса Примуса с «Великой Победой». И так везде.
Но это – ладно. Хуже – это во-вторых. Тут идёт просто манкирование фактами. Т.е. на экране развивается жизнь в какой-то альтернативной реальности. Причём похлеще, чем, скажем, в изрядно (и справедливо!) потоптанном ногами «Храбром сердце». Всё перечислять не буду, пройдусь лишь по вершкам. Есть Никита Демидович Антуфьев, у которого внезапно не три сына и дочь, а просто два сына. Куда дели третьего – Никиту, не знаю. Зато второй – Григорий – оказывается не в меру живуч: в текущей реальности он отдал Богу душу, если мне не изменяет память, ещё в 1728-ом году, тогда как в фильме помер аж в 1741-ом, на пару с Анной Ивановной! Причём, характерен его путь на смертный одр: это не болезнь или ещё какая тягость житейская – его похищают люди Бирона (ясен пень, мерзкие курляндские немцы!), передают в ведомство Андрея Ивановича Ушакова, а тот уж, расстаравшись, уконтропопил Григория Демидова на дыбе.
Ну и так ещё вагон и маленькая тележка всяческих хронологических и, что интереснее, культурных нестыковок. Например, то, как Акинфий Демидов разговаривает с Меншиковым или тем же Татищевым: за такой тон и манеру говорить в реальности первый его бы сгноил где-нибудь в Берёзове, а второй по судам затаскал бы да по миру пустил.
И вот ещё что. Знаете, хотя фильм и снят был в самые дремучие годы советской власти, это настоящий манифест бизнеса: выйди на экраны российских кинотеатров на рубеже 1990-х – 2000-х годов, и он звучал бы более современно, чем в 1983-ем. Особенно вторая серия. Весь её пафос – это противостояние бизнеса и власти: Акинфий Демидов, который посылает лесом сперва Меншикова, а затем и Бирона, даёт денег гвардии – только не сидите на заднице, а поставьте на престол «дщерь Петрову» и т.д. и т.п. Короче говоря, Путин – «ЮКОС» – Ходорковский. И всё это
В общем, впечатления двоякие. Хотя смотреть фильм именно с позиций производственной драмы очень интересно.
Journal information